СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»»

      Урок литературного чтения в 3 классе по   теме: «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»

Прочитайте учебную задачу. Чему мы будем учиться на уроке? «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»   Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы.

Прочитайте учебную задачу.

Чему мы будем учиться на уроке?

«Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»

Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы.

Прочитайте тексты Чем они различаются? 1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю . 2. Белый снег, пушистый  В воздухе кружится.  И на землю тихо  Падает, ложится.

Прочитайте тексты

Чем они различаются?

1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю .

2. Белый снег, пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

 РЕЧЬ Стихотворная  Прозаическая   Организованность,  Свободно движется порядок,  от предложения к лаконичность,  предложению краткость

РЕЧЬ

Стихотворная

Прозаическая

Организованность,

Свободно движется

порядок,

от предложения к

лаконичность,

предложению

краткость

Как Незнайка хотел стать поэтом Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:  - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.  - А у тебя есть способности? - спросил Цветик.  - Конечно, есть. Я очень способный, - сказал Незнайка.  - Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое … ?  - … ? Нет, не знаю.  - … - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял? рифма Рифма рифма Рифма Вставьте пропущенное слово .

Как Незнайка хотел стать поэтом

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи.

Я тоже хочу быть поэтом. - А у тебя есть способности? - спросил Цветик. - Конечно, есть. Я очень способный, - сказал Незнайка. - Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое … ? - … ? Нет, не знаю. - … - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

рифма

Рифма

рифма

Рифма

Вставьте пропущенное слово .

Незнайка придумал свою рифму: пакля-рвакля, пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
  • Незнайка придумал свою рифму: пакля-рвакля, пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?

Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку,  Перепрыгнул через овечку.  Торопыжка был голодный,  Проглотил утюг холодный.  В чём их недостаток?

Шедевры Незнайки

  • Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

  • Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

  • В чём их недостаток?
Рифма  – созвучие окончаний стихотворных строк Задание: Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод. Там на неведомых дорожках  Следы невиданных зверей;  Избушка там на курьих ножках  Стоит без окон, без дверей… Там лес и дол видений полны;  Там о заре прихлынут волны  На брег песчаный и пустой,  И тридцать витязей прекрасных  Чредой из вод выходят ясных,  И с ними дядька их морской…

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк

Задание:

Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей…

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

У лукоморья дуб зелен ый ; Златая цепь на дубе т ом : И днем и ночью кот учен ый Все ходит по цепи круг ом …  И там я был, и мед я п ил ; У моря видел дуб зелен ый ; Под ним сидел, и кот учен ый Свои мне сказки говор ил . Без чего невозможно создание стихотворения?

У лукоморья дуб зелен ый ;

Златая цепь на дубе т ом :

И днем и ночью кот учен ый

Все ходит по цепи круг ом

И там я был, и мед я п ил ;

У моря видел дуб зелен ый ;

Под ним сидел, и кот учен ый

Свои мне сказки говор ил .

Без чего невозможно создание стихотворения?

Рифма- созвучие окончаний  стихотворных строк Игра «Подскажи словечко» От буквы А до буквы Я Шеренга слов стоит. Вся эта дружная семья Зовется (____________).  Знает даже лодырь и бездельник: Первый день недели (____________).  Бывает дом для человека, А дом для книг – (_____________).  Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит (____________).

Рифма- созвучие окончаний

стихотворных строк

Игра «Подскажи словечко»

От буквы А до буквы Я

Шеренга слов стоит.

Вся эта дружная семья

Зовется (____________).

Знает даже лодырь и бездельник:

Первый день недели (____________).

Бывает дом для человека,

А дом для книг – (_____________).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит (____________).

Какое слово объединяет эти изображения? ритм

Какое слово объединяет

эти изображения?

ритм

Метроном Прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.

Метроном

Прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.

Ритм создаёт настроение  стихотворения, окрашивает его  единым тоном Ритм - это повторение  (чередование)  ударных и безударных слогов в строке Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого… Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки Задание: И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…

Ритм создаёт настроение

стихотворения, окрашивает его

единым тоном

Ритм -

это повторение

(чередование)

ударных и безударных

слогов в строке

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки

Задание:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…

Ритм подчёркивает характер героинь. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь... Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла,  Поднялась – и расцвела,  Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого...

Ритм подчёркивает характер героинь.

  • И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами.

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь...

  • Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого...

Стихи и проза.  СДЕЛАЕМ ВЫВОД Стихотворение – речь, подчинённая рифме и ритму.  Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Стихи и проза. СДЕЛАЕМ ВЫВОД

  • Стихотворение – речь, подчинённая рифме и ритму.
  • Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Раздел 3 Великие русские писатели

Раздел 3

Великие русские писатели

Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах? Евгений Онегин

Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах?

Евгений Онегин

Отрывок - кусок, часть; эпизод, контекст, место, фрагмент - Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

Отрывок - кусок, часть; эпизод, контекст, место, фрагмент

- Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.

Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»

Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»

Трудно найти в нашей стране человека, который  бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «Солнцем русской поэзии». Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».

Трудно найти в нашей стране человека, который

бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Еще при жизни его называли

«Солнцем русской поэзии».

Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года.

Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».

Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы. А.С Пушкин и природа А.С. Пушкин был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для нас удивительную прелесть пейзажей нашей родины. Для А.С. Пушкина природа была источником вдохновения.

Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы.

А.С Пушкин и природа

А.С. Пушкин был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для нас удивительную прелесть пейзажей нашей родины. Для А.С. Пушкина природа была источником вдохновения.

В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени и зимы. «И с каждой осенью я расцветаю вновь»…

В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени и зимы.

«И с каждой осенью я расцветаю вновь»…

«Уж небо осенью    дышало…»  3 класс

«Уж небо осенью дышало…»

3 класс

СЛОВАРНАЯ РАБОТА  освобождалась от покровов (листвы)  сень  покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь караван  группа следующих друг за другом объектов обнажалась

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

освобождалась от покровов (листвы)

сень

покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь

караван

группа следующих друг за другом объектов

обнажалась

Сень - то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь

Сень -

то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь

Караван - движущаяся вереница – друг за другом

Караван -

движущаяся вереница – друг за другом

Почему поэт называет лесной покров таинственным? зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну Клик на вопрос.

Почему поэт называет лесной покров таинственным?

зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну

Клик на вопрос.

«Уж небо осенью дышало» Осенью небо выглядит по-особому: оно низкое, серое, пасмурное и покрыто тучами. Осенью часто идёт дождь, а порывы ветра гонят по небу тучи. Создаётся впечатление, что небо живое и дышит. «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась» Густая лесная листва начала опадать, обнажая ветви деревьев. Шуршание падающих осенних листьев вызывает чувство печали и уныния. «Гусей крикливых караван тянулся к югу» Стаи гусей полетели в тёплые края.

«Уж небо осенью дышало»

Осенью небо выглядит по-особому: оно низкое, серое, пасмурное и покрыто тучами. Осенью часто идёт дождь, а порывы ветра гонят по небу тучи. Создаётся впечатление, что небо живое и дышит.

«Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»

Густая лесная листва начала опадать, обнажая ветви деревьев. Шуршание падающих осенних листьев вызывает чувство печали и уныния.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу»

Стаи гусей полетели в тёплые края.

К слову « скучная » найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно… Как можно озаглавить этот отрывок? «Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» … Прочитайте выразительно данный отрывок Ребята, скажите откуда взят этот отрывок? Это отрывок из романа «Евгений Онегин»

К слову « скучная » найдите близкие по смыслу слова.

Запишите в рабочую тетрадь

Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно…

Как можно озаглавить этот отрывок?

«Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» …

Прочитайте выразительно данный отрывок

Ребята, скажите откуда взят этот отрывок?

Это отрывок из романа «Евгений Онегин»

О каком периоде осени говорится в стихотворении? поздняя осень - (реже солнышко блистало; короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу; стоял ноябрь уж у двора)). Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». Опадали листья (что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом).  Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?    - ( пасмурные холодные дни, моросящий дождь).   Клик на каждый вопрос.

О каком периоде осени говорится в стихотворении?

поздняя осень - (реже солнышко блистало; короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу; стоял ноябрь уж у двора)).

Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».

Опадали листья (что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом).

Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?

  - ( пасмурные холодные дни, моросящий дождь).

 

Клик на каждый вопрос.

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края?   Боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест. Какое настроение создает стихотворение ?  Скучная пора.  Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы). Клик на каждый вопрос.

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края?

Боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест.

Какое настроение создает стихотворение ?

Скучная пора.  Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы).

Клик на каждый вопрос.

Эпитеты лесов таинственная сень, гусей крикливых караван

Эпитеты

лесов таинственная сень,

гусей крикливых караван

Почему ноябрь – пора скучная?  Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.  Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры?  Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре . Клик на каждый вопрос.

Почему ноябрь – пора скучная?

Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.

Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры?

Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре .

Клик на каждый вопрос.

Подготовка к выразительному чтению Уж небо осенью дышало, I Уж реже солнышко блистало, I Короч е становился день, I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, I Ложился на поля туман, I Гусей крикливых караван Тянулся к югу : II приближалась  Довольно скучная пора; II Стоял ноябрь уж у двора.

Подготовка к выразительному чтению

Уж небо осенью дышало, I

Уж реже солнышко блистало, I

Короч е становился день, I

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, I

Ложился на поля туман, I

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : II приближалась

Довольно скучная пора; II

Стоял ноябрь уж у двора.

               Природа в ожидании зимы.  Александр Сергеевич Пушкин  «В тот год осенняя погода…»

Природа в ожидании зимы. Александр Сергеевич Пушкин «В тот год осенняя погода…»

Из романа «Евгений Онегин» В тот год осенняя погода  Стояла долго на дворе,  Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе  На третье в ночь.

Из романа «Евгений Онегин»

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе На третье в ночь.

Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром.

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Идея:  поэт изображает душевное состояние людей в ожидании зимы через картины природы, первого долгожданного снега, восприятие картин природы, деревенского пейзажа глазами главной героини Татьяны.

Идея: поэт изображает душевное состояние людей в ожидании зимы через картины природы, первого долгожданного снега, восприятие картин природы, деревенского пейзажа глазами главной героини Татьяны.

      Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.  Метафоры:  

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафоры:  "деревья в серебре", "зимы ковёр";

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Олицетворения:

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Олицетворения: "погода стояла", "природа ждала";.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого. Для А.С. Пушкина село Михайловское, где жил поэт- дорогой «уголк земли». Из окон одноэтажного дома открывался вид на протекающую среди лугов речку Сороти, рощи и сосновые леса, на всю прекрасную природу очень любимую поэтом.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной,

частью его самого.

Для А.С. Пушкина село Михайловское, где жил поэт- дорогой «уголк земли». Из окон одноэтажного дома открывался вид на протекающую среди лугов речку Сороти, рощи и сосновые леса, на всю прекрасную природу очень любимую поэтом.

Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол. Эпитеты:

Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.

Эпитеты: "побелевший двор", "лёгкие узоры", "зимнее серебро", "сороки весёлые", "всё ярко, всё бело кругом", "мягко устланные горы", "блистательный ковёр";

На какие 2 части делили стихотворение? зимы Природа в ожидании …. Деревенский зимний пейзаж глазами … Татьяны

На какие 2 части делили стихотворение?

зимы

Природа в ожидании ….

Деревенский зимний пейзаж глазами …

Татьяны

Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Опрятней модного паркета…»

(отрывок из романа

«Евгений Онегин»)

 Словарная работа  Опрятней модного паркета  Модный - соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием.  Паркет - вид деревянного напольного покрытия.   А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Лоно – чрево, утроба, пазуха.

Словарная работа Опрятней модного паркета Модный - соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием. Паркет - вид деревянного напольного покрытия.

А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.

Лоно – чрево, утроба, пазуха.

 Блистае т речка, льдом одета .   

Блистае т речка, льдом одета .  

Подготовка к выразительному чтению Опрятней модного  паркета / Блистает  речка , льдом одета.// Мальчишек  радостный народ Коньками  звучно режет  лёд; // На красных лапах  гусь  тяжёлый,/ Задумав плыть по лону вод, / Ступает бережно  на лёд, / Скользит /и падает; // весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег…

Подготовка к выразительному чтению

Опрятней модного  паркета /

Блистает  речка , льдом одета.//

Мальчишек  радостный народ

Коньками  звучно режет  лёд; //

На красных лапах  гусь  тяжёлый,/

Задумав плыть по лону вод, /

Ступает бережно  на лёд, /

Скользит /и падает; // весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег…

С чем сравниваются паркет и звёздочки?

С чем сравниваются паркет и звёздочки?

Опиши образы, которые создал автор. гусь замерзшая вода в реке дети

Опиши образы, которые создал автор.

гусь

замерзшая вода в реке

дети

Задумав плыть по лону вод –  по поверхности воды.
  • Задумав плыть по лону вод –

по поверхности воды.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение: радость, веселье, удивление, грусть? Где поэт наблюдает картины зимней природы?

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение: радость, веселье, удивление, грусть?

Где поэт наблюдает картины зимней природы?

С чем сравнивается замёрзшая река? Знаете ли вы как блестит парке? Можно ли услышать звуки коньков, режущих лёд? РАДО СТ НЫЙ… ЗВ У Ч НО… Р Е Ж ЕТ

С чем сравнивается замёрзшая река?

Знаете ли вы как блестит парке?

Можно ли услышать звуки коньков, режущих лёд?

РАДО СТ НЫЙ… ЗВ У Ч НО… Р Е Ж ЕТ

Перечитайте строки, рисующие забавную ситуацию. Опишите её. По лону вод - по открытой воде.

Перечитайте строки, рисующие забавную ситуацию. Опишите её.

По лону вод -

по открытой воде.

Найдите в стихотворении рифмы. В чём их необычность? Опрятней модного парк ета  Блистает речка, льдом од ета . Мальчишек радостный нар од Коньками звучно режет л ёд ; На красных лапах гусь тяжёл ый , Задумав плыть по лону в од,  Ступает бережно на л ёд, Скользит и падает; весёл ый Мелькает, вьётся первый сн ег, Звездами падая на бр ег … Будет ли отличаться тон чтения первых четырёх строк от тона чтения следующих ? Когда нужно читать весело, игривой , а когда – медленно, торжественно ?

Найдите в стихотворении рифмы. В чём их необычность?

Опрятней модного парк ета

Блистает речка, льдом од ета .

Мальчишек радостный нар од

Коньками звучно режет л ёд ;

На красных лапах гусь тяжёл ый ,

Задумав плыть по лону в од,

Ступает бережно на л ёд,

Скользит и падает; весёл ый

Мелькает, вьётся первый сн ег,

Звездами падая на бр ег

Будет ли отличаться тон чтения первых четырёх строк от тона чтения следующих ?

Когда нужно читать весело, игривой , а когда – медленно, торжественно ?

 Самостоятельное чтение и ответы на вопросы.   — С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (С паркетом.)  — С каким настроением мальчики скользят по льду? (С радостным.)  — Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Звучно.)  — Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.) Проверь Проверь Проверь

Самостоятельное чтение и ответы на вопросы.

С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (С паркетом.)

С каким настроением мальчики скользят по льду? (С радостным.)

Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Звучно.)

Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван?

(Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.)

Проверь

Проверь

Проверь

Рассмотрите репродукции картин П. Брейгеля и В. Сурикова. Созвучны ли они по настроению стихотворению А. Пушкина?

Рассмотрите репродукции картин П. Брейгеля и В. Сурикова.

Созвучны ли они по настроению стихотворению А. Пушкина?

А.С. Пушкин  «Зимнее утро»

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого. Для А.С. Пушкина село Михайловское , где жил поэт - дорогой «уголк земли». Из окон одноэтажного дома открывался вид на протекающую среди лугов речку Сороти, рощи и сосновые леса, на всю прекрасную природу очень любимую поэтом.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Для А.С. Пушкина село Михайловское , где жил поэт - дорогой «уголк земли». Из окон одноэтажного дома открывался вид на протекающую среди лугов речку Сороти, рощи и сосновые леса, на всю прекрасную природу очень любимую поэтом.

«Зимнее утро» (1829) На 2-м фото: село Михайловское . Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в 1829 г. по воспоминаниям , навеянным пребыванием поэта в селе Михайловском во время его ссылки . Где автор мог наблюдать зимнее утро? Почему именно там поразил его зимний пейзаж?

«Зимнее утро» (1829)

На 2-м фото: село Михайловское . Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в 1829 г. по воспоминаниям , навеянным пребыванием поэта в селе Михайловском во время его ссылки .

Где автор мог наблюдать зимнее утро?

Почему именно там поразил его зимний пейзаж?

-Яркое зимнее утро. В морозный солнечный день лирический герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком. Зимнее утро.

-Яркое зимнее утро. В морозный солнечный день лирический герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком.

Зимнее утро.

П редставьте ситуацию: вы проснулись ранним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну…  Попробуйте рассказать, как выглядит снег, небо, поля. Расскажите о том, какое настроение вызывала у вас эта картина . А вот как передает свое чувство А. С. Пушкин. Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестный —  Пора, красавица, проснись:  Открой сомкнуты негой взоры  Навстречу северной Авроры,  Звездою севера явись!

П редставьте ситуацию: вы проснулись ранним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом.

Вы подбегаете к окну…

Попробуйте рассказать, как выглядит снег, небо, поля. Расскажите о том, какое настроение вызывала у вас эта картина .

А вот как передает свое чувство А. С. Пушкин.

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Словарная работа Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари. Нега - 1. Состояние полного довольства; жизнь без нужды и забот.  2. Блаженство, упоение.  3. Нежность, ласковость.

Словарная работа

Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари.

Нега - 1. Состояние полного довольства; жизнь без нужды и забот. 2. Блаженство, упоение. 3. Нежность, ласковость.

     Какая зима у Пушкина?     С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы. Стихотворение начинается с восклицания :

Какая зима у Пушкина?

  • С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы.
  • Стихотворение начинается с восклицания :"Мороз и солнце; день чудесный!» Дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение и вызывает у читателя чувство радости.
  • Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору ( перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета )
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,  На мутном небе мгла носилась;  Луна, как бледное пятно,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела —  А нынче... погляди в окно: -Как и почему меняется настроение во 2-й строфе? ( Лексика 2-й строфы задаёт тревожный тон, создаёт мрачное настроение: вьюга, злилась, мутном, мгла, луна, бледное, тучи, мрачные, печальные)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:

-Как и почему меняется настроение во 2-й строфе? ( Лексика 2-й строфы задаёт тревожный тон, создаёт мрачное настроение: вьюга, злилась, мутном, мгла, луна, бледное, тучи, мрачные, печальные)

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями ( сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак ) и олицетворениями ( присвоение предметам неживой природы свойств живых существ ) хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
  • Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями
  • ( сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак ) и олицетворениями ( присвоение предметам неживой природы свойств живых существ )
  • хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
  • "… вьюга злилась,
  • На мутном небе мгла носилась;
  • Луна, как бледное пятно,
  • Сквозь тучи мрачные желтела,
  • И ты печальная сидела …

Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя на солнце, снег лежит;  Прозрачный лес один чернеет,  И ель сквозь иней зеленеет,  И речка подо льдом блестит. -Какими красками можно нарисовать картину, изображённую в 3-й строфе? ( Чистыми, прозрачными: голубой, зелёной, серебристой… ) -Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (Однокоренные слова блестя, блестит, блеском передают ощущение праздничности, нарядности природы; повторение эпитета милый создаёт настроение радостного и немного печального умиления.)

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

-Какими красками можно нарисовать картину, изображённую в 3-й строфе? ( Чистыми, прозрачными: голубой, зелёной, серебристой… )

-Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (Однокоренные слова блестя, блестит, блеском передают ощущение праздничности, нарядности природы; повторение эпитета милый создаёт настроение радостного и немного печального умиления.)

Вся комната янтарным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь: не велеть ли в санки  Кобылку бурую запречь? -Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? ( Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни .)

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

-Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? ( Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни .)

Скользя по утреннему снегу,  Друг милый, предадимся бегу  Нетерпеливого коня  И навестим поля пустые,  Леса, недавно столь густые,  И берег, милый для меня.

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Прослушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Какие чувства героя музыкальной пьесы  передает музыка? Сравни настроение стихотворения А.С. Пушкина  «Зимнее утро» и пьесы П. И. Чайковского. Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Прослушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Какие чувства героя музыкальной пьесы

передает музыка?

Сравни настроение стихотворения А.С. Пушкина

«Зимнее утро» и пьесы П. И. Чайковского.

Пётр Ильич Чайковский

(1840 – 1893)

 Зимний вечер.  Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей.

Зимний вечер.

Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

Арина Родионовна Яковлева (1758 – 1828)

Арина Родионовна

Яковлева

(1758 – 1828)

  «Зимний вечер»  Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.  Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

«Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

«Подруга юности моей» – так называл А. Пушкин свою няню Арину Родионовну.  Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. «Зимний вечер» - это одно из самых грустных стихотворений Пушкина. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении. Фортепианная пьеса П. Чайковского  « У камелька» из альбома «времена года» (ощути тепло и уют пушкинского кабинета в Михайловском. Послушай тихий, неспешный разговор поэта и няни).

«Подруга юности моей» – так называл А. Пушкин свою няню Арину Родионовну.

Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. «Зимний вечер» - это одно из самых грустных стихотворений Пушкина. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении.

Фортепианная пьеса

П. Чайковского

« У камелька» из альбома «времена года»

(ощути тепло и уют пушкинского кабинета в Михайловском.

Послушай тихий, неспешный разговор поэта и няни).

Итоги: -Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.  Имя Пушкина никогда не забудется.

Итоги:

-Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Имя Пушкина никогда не забудется.

Люблю я Пушкина  творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем  сказки, В них жар души, природы  краски. Добро цветёт в них, злоба  чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал –  без перевода. Учитель читает.

Люблю я Пушкина

творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем

сказки,

В них жар души, природы

краски.

Добро цветёт в них, злоба

чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал –

без перевода.

Учитель читает.

 Итог урока: Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна.  Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, в мелодии.

Итог урока:

Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна.

Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски.

И неудивительно, что ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, в мелодии.

Тест «Основные признаки стихотворной речи» Вариант 1 1) Произведения, которые повествуют о событиях, происходящих с героями, являются: А) эпическими Б) лирическими В) драматическими 2) Созвучие окончаний стихотворных строк - это: А) ритм Б) рифма В) стихотворение 3) Система рифмовки, при которой рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, называется: А) кольцевая Б) перекрестная В) парная 1) Речь, подчиненную определённому порядку, ритму, строю, называют _____________________. 2) В стихотворении «Няне» А.С. Пушкин использует _____________________ рифму. Сумма баллов: Отметка:

Тест «Основные признаки стихотворной речи»

Вариант 1

1) Произведения, которые повествуют о событиях, происходящих с героями, являются:

А) эпическими Б) лирическими В) драматическими

2) Созвучие окончаний стихотворных строк - это:

А) ритм Б) рифма В) стихотворение

3) Система рифмовки, при которой рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, называется:

А) кольцевая Б) перекрестная В) парная

1) Речь, подчиненную определённому порядку, ритму, строю, называют _____________________.

2) В стихотворении «Няне» А.С. Пушкин использует _____________________ рифму.

Сумма баллов: Отметка:

Домашнее задание Выучить любое понравившееся стихотворение

Домашнее задание

Выучить любое понравившееся стихотворение

Художественные средства Дома выпишите из стихотварений « Зимнее утро» и «Зимний вечер» художественные средства с примерами (олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты). Запишите строки, где наблюдается единение человека и природы.

Художественные средства

  • Дома выпишите из стихотварений « Зимнее утро» и «Зимний вечер» художественные средства с примерами (олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты).
  • Запишите строки, где наблюдается единение человека и природы.
Я у з н а л   у д и в и л с я   з а д у м а л с я   п о в т о р и л   н а у ч и л с я   з а п о м н и л

Я

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

Рефлексия

Рефлексия