Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»
Прочитайте учебную задачу.
Чему мы будем учиться на уроке?
«Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм»
Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы.
Прочитайте тексты
Чем они различаются?
1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю .
2. Белый снег, пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
РЕЧЬ
Стихотворная
Прозаическая
Организованность,
Свободно движется
порядок,
от предложения к
лаконичность,
предложению
краткость
Как Незнайка хотел стать поэтом
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи.
Я тоже хочу быть поэтом. - А у тебя есть способности? - спросил Цветик. - Конечно, есть. Я очень способный, - сказал Незнайка. - Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое … ? - … ? Нет, не знаю. - … - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
рифма
Рифма
рифма
Рифма
Вставьте пропущенное слово .
- Незнайка придумал свою рифму: пакля-рвакля, пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
Шедевры Незнайки
- Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.
- Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк
Задание:
Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей…
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…
У лукоморья дуб зелен ый ;
Златая цепь на дубе т ом :
И днем и ночью кот учен ый
Все ходит по цепи круг ом …
И там я был, и мед я п ил ;
У моря видел дуб зелен ый ;
Под ним сидел, и кот учен ый
Свои мне сказки говор ил .
Без чего невозможно создание стихотворения?
Рифма- созвучие окончаний
стихотворных строк
Игра «Подскажи словечко»
От буквы А до буквы Я
Шеренга слов стоит.
Вся эта дружная семья
Зовется (____________).
Знает даже лодырь и бездельник:
Первый день недели (____________).
Бывает дом для человека,
А дом для книг – (_____________).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (____________).
Какое слово объединяет
эти изображения?
ритм
Метроном
Прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.
Ритм создаёт настроение
стихотворения, окрашивает его
единым тоном
Ритм -
это повторение
(чередование)
ударных и безударных
слогов в строке
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки
Задание:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
Ритм подчёркивает характер героинь.
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...
- Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого...
Стихи и проза. СДЕЛАЕМ ВЫВОД
- Стихотворение – речь, подчинённая рифме и ритму.
- Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Раздел 3
Великие русские писатели
Вспомните, пожалуйста, какой знаменитый роман написал Пушкин в стихах?
Евгений Онегин
Отрывок - кусок, часть; эпизод, контекст, место, фрагмент
- Пушкин работал над своим романом «Евгений Онегин» больше восьми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. Огромный труд вложил Пушкин в свое создание, заменял по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы план своего романа.
Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»
Трудно найти в нашей стране человека, который
бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Еще при жизни его называли
«Солнцем русской поэзии».
Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года.
Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».
Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы.
А.С Пушкин и природа
А.С. Пушкин был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для нас удивительную прелесть пейзажей нашей родины. Для А.С. Пушкина природа была источником вдохновения.
В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени и зимы.
«И с каждой осенью я расцветаю вновь»…
«Уж небо осенью дышало…»
3 класс
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
освобождалась от покровов (листвы)
сень
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
караван
группа следующих друг за другом объектов
обнажалась
Сень -
то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь
Караван -
движущаяся вереница – друг за другом
Почему поэт называет лесной покров таинственным?
зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну
Клик на вопрос.
«Уж небо осенью дышало»
Осенью небо выглядит по-особому: оно низкое, серое, пасмурное и покрыто тучами. Осенью часто идёт дождь, а порывы ветра гонят по небу тучи. Создаётся впечатление, что небо живое и дышит.
«Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»
Густая лесная листва начала опадать, обнажая ветви деревьев. Шуршание падающих осенних листьев вызывает чувство печали и уныния.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу»
Стаи гусей полетели в тёплые края.
К слову « скучная » найдите близкие по смыслу слова.
Запишите в рабочую тетрадь
Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно…
Как можно озаглавить этот отрывок?
«Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» …
Прочитайте выразительно данный отрывок
Ребята, скажите откуда взят этот отрывок?
Это отрывок из романа «Евгений Онегин»
О каком периоде осени говорится в стихотворении?
поздняя осень - (реже солнышко блистало; короче становился день, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу; стоял ноябрь уж у двора)).
Объясни слова поэта: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».
Опадали листья (что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом).
Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?
- ( пасмурные холодные дни, моросящий дождь).
Клик на каждый вопрос.
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края?
Боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест.
Какое настроение создает стихотворение ?
Скучная пора. Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы).
Клик на каждый вопрос.
Эпитеты
лесов таинственная сень,
гусей крикливых караван
Почему ноябрь – пора скучная?
Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.
Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры?
Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре .
Клик на каждый вопрос.
Подготовка к выразительному чтению
Уж небо осенью дышало, I
Уж реже солнышко блистало, I
Короч е становился день, I
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, I
Ложился на поля туман, I
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу : II приближалась
Довольно скучная пора; II
Стоял ноябрь уж у двора.
Природа в ожидании зимы. Александр Сергеевич Пушкин «В тот год осенняя погода…»
Из романа «Евгений Онегин»
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Идея: поэт изображает душевное состояние людей в ожидании зимы через картины природы, первого долгожданного снега, восприятие картин природы, деревенского пейзажа глазами главной героини Татьяны.
Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафоры: "деревья в серебре", "зимы ковёр";
Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Олицетворения: "погода стояла", "природа ждала";.
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной,
частью его самого.
Для А.С. Пушкина село Михайловское, где жил поэт- дорогой «уголк земли». Из окон одноэтажного дома открывался вид на протекающую среди лугов речку Сороти, рощи и сосновые леса, на всю прекрасную природу очень любимую поэтом.
Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.
Эпитеты: "побелевший двор", "лёгкие узоры", "зимнее серебро", "сороки весёлые", "всё ярко, всё бело кругом", "мягко устланные горы", "блистательный ковёр";
На какие 2 части делили стихотворение?
зимы
Природа в ожидании ….
Деревенский зимний пейзаж глазами …
Татьяны
Опрятней модного паркета…»
(отрывок из романа
«Евгений Онегин»)
Словарная работа Опрятней модного паркета Модный - соответствующий моде, пользующийся всеобщим успехом, вниманием. Паркет - вид деревянного напольного покрытия.
А.С.Пушкин жил в 19 веке. В то время паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким.
Лоно – чрево, утроба, пазуха.
Блистае т речка, льдом одета .
Подготовка к выразительному чтению
Опрятней модного паркета /
Блистает речка , льдом одета.//
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд; //
На красных лапах гусь тяжёлый,/
Задумав плыть по лону вод, /
Ступает бережно на лёд, /
Скользит /и падает; // весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег…
С чем сравниваются паркет и звёздочки?
Опиши образы, которые создал автор.
гусь
замерзшая вода в реке
дети
- Задумав плыть по лону вод –
по поверхности воды.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение: радость, веселье, удивление, грусть?
Где поэт наблюдает картины зимней природы?
С чем сравнивается замёрзшая река?
Знаете ли вы как блестит парке?
Можно ли услышать звуки коньков, режущих лёд?
РАДО СТ НЫЙ… ЗВ У Ч НО… Р Е Ж ЕТ
Перечитайте строки, рисующие забавную ситуацию. Опишите её.
По лону вод -
по открытой воде.
Найдите в стихотворении рифмы. В чём их необычность?
Опрятней модного парк ета
Блистает речка, льдом од ета .
Мальчишек радостный нар од
Коньками звучно режет л ёд ;
На красных лапах гусь тяжёл ый ,
Задумав плыть по лону в од,
Ступает бережно на л ёд,
Скользит и падает; весёл ый
Мелькает, вьётся первый сн ег,
Звездами падая на бр ег …
Будет ли отличаться тон чтения первых четырёх строк от тона чтения следующих ?
Когда нужно читать весело, игривой , а когда – медленно, торжественно ?
Самостоятельное чтение и ответы на вопросы.
— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (С паркетом.)
— С каким настроением мальчики скользят по льду? (С радостным.)
— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Звучно.)
— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван?
(Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.)
Проверь
Проверь
Проверь
Рассмотрите репродукции картин П. Брейгеля и В. Сурикова.
Созвучны ли они по настроению стихотворению А. Пушкина?
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.
Для А.С. Пушкина село Михайловское , где жил поэт - дорогой «уголк земли». Из окон одноэтажного дома открывался вид на протекающую среди лугов речку Сороти, рощи и сосновые леса, на всю прекрасную природу очень любимую поэтом.
«Зимнее утро» (1829)
На 2-м фото: село Михайловское . Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в 1829 г. по воспоминаниям , навеянным пребыванием поэта в селе Михайловском во время его ссылки .
Где автор мог наблюдать зимнее утро?
Почему именно там поразил его зимний пейзаж?
-Яркое зимнее утро. В морозный солнечный день лирический герой увидел, как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком.
Зимнее утро.
П редставьте ситуацию: вы проснулись ранним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом.
Вы подбегаете к окну…
Попробуйте рассказать, как выглядит снег, небо, поля. Расскажите о том, какое настроение вызывала у вас эта картина .
А вот как передает свое чувство А. С. Пушкин.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Словарная работа
Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари.
Нега - 1. Состояние полного довольства; жизнь без нужды и забот. 2. Блаженство, упоение. 3. Нежность, ласковость.
Какая зима у Пушкина?
- С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы.
- Стихотворение начинается с восклицания :"Мороз и солнце; день чудесный!» Дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение и вызывает у читателя чувство радости.
- Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору ( перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета )
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:
-Как и почему меняется настроение во 2-й строфе? ( Лексика 2-й строфы задаёт тревожный тон, создаёт мрачное настроение: вьюга, злилась, мутном, мгла, луна, бледное, тучи, мрачные, печальные)
- Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями
- ( сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак ) и олицетворениями ( присвоение предметам неживой природы свойств живых существ )
- хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
- "… вьюга злилась,
- На мутном небе мгла носилась;
- Луна, как бледное пятно,
- Сквозь тучи мрачные желтела,
- И ты печальная сидела …
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
-Какими красками можно нарисовать картину, изображённую в 3-й строфе? ( Чистыми, прозрачными: голубой, зелёной, серебристой… )
-Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (Однокоренные слова блестя, блестит, блеском передают ощущение праздничности, нарядности природы; повторение эпитета милый создаёт настроение радостного и немного печального умиления.)
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
-Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? ( Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни .)
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Прослушай пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Какие чувства героя музыкальной пьесы
передает музыка?
Сравни настроение стихотворения А.С. Пушкина
«Зимнее утро» и пьесы П. И. Чайковского.
Пётр Ильич Чайковский
(1840 – 1893)
Зимний вечер.
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Арина Родионовна
Яковлева
(1758 – 1828)
«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
«Подруга юности моей» – так называл А. Пушкин свою няню Арину Родионовну.
Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. «Зимний вечер» - это одно из самых грустных стихотворений Пушкина. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении.
Фортепианная пьеса
П. Чайковского
« У камелька» из альбома «времена года»
(ощути тепло и уют пушкинского кабинета в Михайловском.
Послушай тихий, неспешный разговор поэта и няни).
Итоги:
-Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Имя Пушкина никогда не забудется.
Люблю я Пушкина
творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем
сказки,
В них жар души, природы
краски.
Добро цветёт в них, злоба
чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал –
без перевода.
Учитель читает.
Итог урока:
Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна.
Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски.
И неудивительно, что ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, в мелодии.
Тест «Основные признаки стихотворной речи»
Вариант 1
1) Произведения, которые повествуют о событиях, происходящих с героями, являются:
А) эпическими Б) лирическими В) драматическими
2) Созвучие окончаний стихотворных строк - это:
А) ритм Б) рифма В) стихотворение
3) Система рифмовки, при которой рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, называется:
А) кольцевая Б) перекрестная В) парная
1) Речь, подчиненную определённому порядку, ритму, строю, называют _____________________.
2) В стихотворении «Няне» А.С. Пушкин использует _____________________ рифму.
Сумма баллов: Отметка:
Домашнее задание
Выучить любое понравившееся стихотворение
Художественные средства
- Дома выпишите из стихотварений « Зимнее утро» и «Зимний вечер» художественные средства с примерами (олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты).
- Запишите строки, где наблюдается единение человека и природы.
Я
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Рефлексия