Девиз нашего урока:
«Я слушаю и забываю,
я вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю».
Мати Ван Мейтс
Все известно вокруг, тем не менее
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь, удивления,
Изумления твоего.
Повторим?
Назовите координаты вершин парабол, ось симметрии.
Установите соответствие между графиком функции,
формулой и координатами вершины параболы:
9
У
У
У
9
9
4
1
4
4
Х
3
1
2
-1
1
1
Х
Х
2
3
2
1
3
1
-1
-1
Установите соответствие между графиком функции
формулой и координатами вершины параболы:
9
У
У
У
9
9
4
1
4
4
Х
1
3
2
-1
1
1
Х
Х
2
1
3
1
2
3
-1
-1
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ:
Построить график функции :
у = -2х²+8х-3
Тема урока:
Квадратичная функция
и её график
Реализация построенного проекта работа по учебнику
Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax²+bx+c , где х - независимая переменная, a, b и с -некоторые числа (причём а≠0).
Примеры
Например: у = 5х²+6х+3,
у = -7х²+8х-2,
у = 0,8х²+5,
у = ¾х²-8х,
у = -12х²
- квадратичные функции
0) или вниз (если а Например: у= 2 х²+4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а= 2 , а0 ). у= -7 х²-х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а= -7 , а ). О х у О х " width="640"
Графиком квадратичной функции является парабола , ветви которой направлены вверх (если A 0) или вниз (если а
Например:
- у= 2 х²+4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а= 2 , а0 ).
- у= -7 х²-х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а= -7 , а ).
О х
у
О х
Постройте график функции у = -2х²+8х-3 алгоритм построения :
1. Описать функцию:
- что является графиком функции; куда направлены ветви параболы
- что является графиком функции;
- куда направлены ветви параболы
2. Найти координаты вершины параболы А( m;n)
по формулам: m = - n = у(m)
3. Заполнить таблицу значений функции.
4. Построить график функции:
- отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией.
- отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице;
- соединить их плавной линией.
Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:
у = -2х²+8х-3 - графиком является парабола, ветви которой направлены вниз
(т.к . а=-2, а );
Найдём координаты вершины параболы
m = - =2
n = -2·2²+8·2-3 =5
А ( 2; 5 ) – вершина параболы.
х=5- ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции.
у
7
6
5
-3
4
3
-2
у = -2х²+8х-3
-1
2
1
0
-1
-2
1
-3
2
3
-4
4
5
6
х
Х
у
0
-3
1
2
3
5
3
3
4
-3
0 ) " width="640"
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Чтобы построить график функции надо:
1. Описать функцию:
Пример: у = х²-2х-3
- что является графиком функции
- куда направлены ветви параболы
- графиком является парабола,
- ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а0 )
Чтобы построить график функции надо:
2. Найти координаты вершины параболы А(m;n) по формулам:
m = -
n = у( m )
т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение.
Прямая x=m является осью симметрии параболы.
Пример: y=x 2 -2x-3
(a=1, b=-2, c=-3)
Найдём координаты вершины параболы:
m =-=1;
n =1 2 -2-3=-4
A (1;-4)- вершина параболы
x=1-ось симметрии параболы
Чтобы построить график функции надо:
3. Заполнить таблицу значений функции:
- прямая x=m ось симметрии
- вершину параболы расположить в середине таблицы
- посчитать значение функции в выбранных значениях х
Пример : у = х²-2х-3
А(1;- 4) – вершина параболы
х=1 – ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции:
х
х
у
у
m-2
- 1
0
0
m-1
m
1
- 3
2
m+1
- 4
n
- 3
3
m+2
0
Чтобы построить график функции надо:
4. Построить график функции: - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией.
х
-1
у
0
0
1
-3
-4
2
3
-3
0
У
-4
4
3
-3
2
-2
1
-1
у = х²-2х-3
0
-2
1
-1
-3
2
-4
3
4
-5
5
6
х
0: - убывает на (-∞ ; ), график – ниспадающая ветвь параболы бесконечной частью вверх; - возрастает на (; +∞), график – восходящая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вверх; - наименьшее значение, равное функция принимает при x = в вершине параболы; - вся парабола, кроме вершины, расположена выше прямой y =, параллельной оси OX. " width="640"
Свойства
Квадратичная функция при a0:
- убывает на (-∞ ; ), график – ниспадающая ветвь параболы бесконечной частью вверх;
- возрастает на (; +∞), график – восходящая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вверх;
- наименьшее значение, равное функция принимает при x = в вершине параболы;
- вся парабола, кроме вершины, расположена выше прямой y =, параллельной оси OX.
Свойства
Квадратичная функция при a
- возрастает (-∞;), график – восходящая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вниз;
- убывает на (; +∞), график – ниспадающая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вниз;
- наибольшее значение, равное , функция принимает при x = в вершине параболы;
- вся парабола, кроме вершины, расположена ниже прямой y = , параллельной оси OX.
Какую информацию о графике функции f(x) можно получить, зная коэффициенты квадратичной функции?
• если старший коэффициент квадратичной функции больше нуля, то ветви параболы направлены вверх;
• если старший коэффициент квадратичной функции меньше нуля, то ветви параболы направлены вниз;
• если старший коэффициент квадратичной функции равен нулю, то графиком функции является не парабола, а прямая.
Функция
Использование цифровых ресурсов с помощью программы GeoGebra
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Постройте графики функций:
у = -х²-6х-7
у = -х²+6х-8
Желаем успеха!
Включение в систему знаний и повторение.
Задание
Решу ОГЭ по математике
Ссылка : https://math-oge.sdamgia.ru/problem?id=321919
Падение баскетбольного мяча
Параболический фонтан
Лучи прожектора
Домашнее задание:
П. 7 № 121а, №123, №131
Использованная литература:
1. Алгебра [Текст]: учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк,
К.И. Нешков и др.; под ред. С.А. Теляковского. - 3-е изд. - М.: Просвещение,
1994. - 239 с.: ил.
2. Студенецкая В.Н. Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы»
Выпуск 1. Издательство «Учитель» Волгоград, 2006 год.
3. Ссылка : https:// math-oge.sdamgia.ru/problem?id=321919
Спасибо за внимание!