СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока-открытия "Разносклоняемые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет обучающимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания. Соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока-открытия "Разносклоняемые имена существительные"»

Урок-открытие Разносклоняемые имена существительные Презентацию подготовила  учитель русского языка Алпеева Галина Васильевна,  МКОУ «Лозовская СОШ»

Урок-открытие

Разносклоняемые имена существительные

Презентацию подготовила

учитель русского языка

Алпеева Галина Васильевна,

МКОУ «Лозовская СОШ»

Таблица склонений Склонение Род 1-е В им.п.ед.ч. оканчивается женский 2-е мужской на – а, -я мужской 3-е женский средний на согласный; на – о, -е на согласный с Ь на конце  Зима, конь, ночь, , имя.

Таблица склонений

Склонение

Род

1-е

В им.п.ед.ч. оканчивается

женский

2-е

мужской

на – а, -я

мужской

3-е

женский

средний

на согласный;

на – о, -е

на согласный с Ь на конце

Зима, конь, ночь, , имя.

Падеж Склонение И.п. 1-е зима Р.п. 2-е Д.п. 3-е конь зим ы В.п. ночь кон я зим е Т.п. кон ю зим у ИМЯ ноч и П.п. кон я зим ой ноч и ИМЕНИ кон ём о зим е ИМЕНИ ночь о кон е ИМЯ ночь ю о ноч и ИМЕНЕМ ОБ ИМЕНИ

Падеж

Склонение

И.п.

1-е

зима

Р.п.

2-е

Д.п.

3-е

конь

зим ы

В.п.

ночь

кон я

зим е

Т.п.

кон ю

зим у

ИМЯ

ноч и

П.п.

кон я

зим ой

ноч и

ИМЕНИ

кон ём

о зим е

ИМЕНИ

ночь

о кон е

ИМЯ

ночь ю

о ноч и

ИМЕНЕМ

ОБ ИМЕНИ

Падеж Склонение И.п. 1-е зима Р.п. 2-е 3-е конь зим ы Д.п. В.п. ночь кон я зим е Т.п. ноч и кон ю зим у путь П.п. кон я зим ой ноч и пути кон ём о зим е пути ночь о кон е путь ночь ю о ноч и путём о пути

Падеж

Склонение

И.п.

1-е

зима

Р.п.

2-е

3-е

конь

зим ы

Д.п.

В.п.

ночь

кон я

зим е

Т.п.

ноч и

кон ю

зим у

путь

П.п.

кон я

зим ой

ноч и

пути

кон ём

о зим е

пути

ночь

о кон е

путь

ночь ю

о ноч и

путём

о пути

Разносклоняемые имена существительные Бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, имя, племя, вымя, путь.

Разносклоняемые имена существительные

Бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, имя, племя, вымя, путь.

Темя

Темя

Бремя

Бремя

Стремя

Стремя

Значения разносклоняемых существительных

. БРЕМЯ , -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

  • ВРЕМЯ  Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д
  • ВЫМЯ , -мени, , ср. Молочные железы у самок млекопитающих животных.
  • ЗНАМЯ , -мени, мн. -мена, ср. Определенного цвета (или цветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н. организации, государству.
  • ИМЯ , имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
  • ПЛАМЯ  –огонь
  • ПЛЕМЯ , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.
  • СЕМЯ , -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.
  • СТРЕМЯ,  род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена. (слайд 14)
  • ТЕМЯ , -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями.  
  • ПУТЬ-  дорога
В стародавнее древнее …  В шалашах без окон и дверей  Жило-было лохматое …  Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевать седло и … – Необразованное было это  …. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот, И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает …. Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали ….
  • В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое … Первобытных людей-дикарей.
  • Они не знали, для чего корове …,
  • Как написать свою фамилию и …,
  • Зачем на лошадь надевать седло и … –
  • Необразованное было это  ….
  • Трудно было им жить в эти годы,
  • Угнетало их … забот,
  • И страдали они от погоды
  • Без плащей, без зонтов и без бот.
  • Никто не знал, как развевает ветер …,
  • Что кислород всегда поддерживает ….
  • Над тем, как в булку превратить простое …,
  • С утра до вечера они чесали ….
Поставить разносклоняемые существительные в нужном падеже 1) Дорог подарок ко (время). 2) Лучше глаза лишиться, чем доброго (имя). 3) По (семя) и плод. 4) Какого рода, такого и (племя). 5) Любишь жить — дорожи (время).

Поставить разносклоняемые существительные в нужном падеже

  • 1) Дорог подарок ко (время).
  • 2) Лучше глаза лишиться, чем доброго (имя).
  • 3) По (семя) и плод.
  • 4) Какого рода, такого и (племя).
  • 5) Любишь жить — дорожи (время).
Физминутка.  Потрудились — отдохнём Встанем, глубоко вздохнём.  (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд,  (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот.  (Наклоны влево-вправо.) Два наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,  (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили.  

Физминутка.

Потрудились — отдохнём

  • Встанем, глубоко вздохнём.  (Потягивания.)
  • Руки в стороны, вперёд,  (Повороты туловища.)
  • Влево, вправо поворот.  (Наклоны влево-вправо.)
  • Два наклона, прямо встать.
  • Руки вниз и вверх поднять.
  • Руки плавно опустили,  (Ходьба на месте.)
  • Всем улыбки подарили.
  •  
 Реши пропорцию

Реши пропорцию

Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными : (1)  Дорогой друг!  (2)  Прости, не знаю твоего имени.  (3)  Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени?  (4)  И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени.  (5)  То ли они из другого племени?  (6)  Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными :

(1)  Дорогой друг!  (2)  Прости, не знаю твоего имени.  (3)  Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени?  (4)  И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени.  (5)  То ли они из другого племени?  (6)  Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Домашнее задание  § 45, карта открытий. Выполнить упражнение № 258(подготовиться к словарному диктанту ; На выбор: Придумать лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных . Найти русские народные пословицы с разносклоняемыми существительными.

Домашнее задание

  • § 45, карта открытий. Выполнить упражнение № 258(подготовиться к словарному диктанту ;
  • На выбор:
  • Придумать лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных .
  • Найти русские народные пословицы с разносклоняемыми существительными.
Подведение итогов

Подведение итогов