Урок Труда (технологии) в 3 классе «Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия»
Сегодня мы с вами на уроке технологии
- Узнаем, что такое ВЫШИВКА ;
- Вспомним, что такое строчка и стежок;
- Изготовим мешочек с сюрпризом.
Вышивка – самый распространенный вид рукоделия, который известен миру с древних времен .
Возникновение искусства вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Оно было связано с выполнением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Сначала вышивка выглядела совсем не так, какой мы привыкли ее видеть сегодня.
Материалом для вышивки в разные далекие времена служили:
- -жилы животных;
- - нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка,
- -также применялся и натуральный волос.
это искусство шитья декоративными стежками по материалу, который позволяет создавать красивые узоры и орнаменты на одежде, скатертях, полотенцах и других повседневных вещах.
Русская вышивка имеет очень глубокие корни .
- Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.
- Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при этом использовались более дешевые.
Основа для вышивания
- Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий.
- Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства.
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов.
русские
украинцы
чуваши
башкиры
белорусы
мордва
По узору, рисунку и сочетанию цветов ниток в вышивке можно узнать, какой народности она принадлежит.
В теплых странах, таких, как Италия и Испания, вышивки были яркими и веселыми по цвету и рисунку.
Франция и Швейцария славились изяществом работы. Там вышивки часто выполнялись белыми нитками на белом фоне.
В нашей стране с древних времён вышивкой украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта .
На Руси расшитая ярким орнаментом одежда и постельное белье переходили по наследству из поколения в поколение.
Праздничный костюм
- Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным.
Одежда на каждый день
- Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле.
Полотенце - украшение дома
- Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только вытирались.
- Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник
В старину в воспитание девочек обязательно входило обучение искусству вышивки, которым они занимались ежедневно. Они учились делать различные стежки на куске льняной ткани.
- Техника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия.
- Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.
Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода.
Хранитель домашнего очага - конь
Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.
Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.
Распространённый вид рисунка – ПТИЦА.
Знак Земли и ПЛОДОРОДИЯ. Квадрат или ромб, поделённый крестом на четыре части – это вспаханное поле. Если внутри есть точки – засеянное поле.
Сила ВОДЫ, питающая Землю изображались в виде водоплавающих животных, а вода – в виде зигзагообразных полосок.
Какие основные цвета преобладают на вышивке?
В каждом регионе, иногда даже в находящихся рядом деревнях, вышивка имеет разное сочетание цветов и узоров. Да и вышиваются изделия разными видами стежков.
Стежок – это один элемент строчки.
Строчка – это последовательный ряд стежков.
Виды вышивок
Вышивки делятся на счетные (вышиваются по счету нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка )
Виды вышивания
Вышивание может быть:
- Плоскостное (не создает ощущения объема)
- Декоративное (плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц)
- Орнаментальное (ритмически чередуются элементы узора)
ОРНАМЕНТ
- Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-то элементов
- Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, листьев, цветов, ягод, фигур зверей, птиц.
КОЛОРИТ
- Очень важное значение в вышивке имеет расцветка.
- Подбирая нитки для вышивания, необходимо учитывать сочетание цветов, их влияние друг на друга, цвет ткани.
- Колорит - сочетание, соотношение красок, создающее определенное единство вышивки.
Крест – один из самых лёгких для освоения видов вышивок. Крестом без труда вышиваются интересные геометрические узоры.
- Вышивка-это техника украшения изделий различными стежками из ниток.
- Вышивка крестом — вид вышивания; это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине , используется техника в полный крест или полукрест.
Виды косого стежка
Вышивка крестом
- В основе вышивки крестом , лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.
Секреты вышивки крестом
Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика.
В вышивке мастерицы используют
безузелковое закрепление нитки
в начале и в конце строек.
Закрепление нитки на ткани
Способов закрепления рабочей нитки на ткани без узла несколько.
Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её.
Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой.
Канва
Нитки
Иглы
Напёрсток
Ножницы
Пяльцы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Давайте подумаем над вопросами:
- Какой рукой мы держим инструменты?
- Где должна быть укладка с инструментами?
- В какой руке мы держим пяльцы с тканью?
- Где должны располагаться материалы?
- Листы с узорами удобнее хранить в ..?
- Как нужно сидеть, чтобы меньше уставать?
- Какое расстояние должно быть от глаз до работы?
- Откуда должен падать свет?
Техника безопасности
1Требования безопасности перед началом занятий.
- 1Требования безопасности перед началом занятий.
1.1 Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.
1.2 Хранить иголки и булавки в игольнице.
1.3 Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.
- 1.1 Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке. 1.2 Хранить иголки и булавки в игольнице. 1.3 Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.
- 1.1 Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке. 1.2 Хранить иголки и булавки в игольнице. 1.3 Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.
2. Требования безопасности во время занятий
- 2. Требования безопасности во время занятий
2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.
2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.
2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
2.5. Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
2.6. Следите за тем, чтобы ножницы не падали
на пол.
2.7. Не перекусывать нитку зубами и
не отрывать ее руками.
- 2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы. 2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду. 2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя. 2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями. 2.5. Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед. 2.6. Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол. 2.7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
- 2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы. 2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду. 2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя. 2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями. 2.5. Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед. 2.6. Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол. 2.7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
- Хранить иглы нужно в определённом месте (в игольнице, в футляре-коробочке).
2. ЗАПРЕЩАЕТСЯ брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.
- Шить необходимо шить с напёрстком, чтобы не поранить палец.
- НЕЛЬЗЯ шить ржавой иглой: она
плохо входит в ткань, портит её и
может сломаться.
ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ . Успехов!
Рассмотрите изделие, которое мы будем делать сегодня.
- Как вы думаете, для чего оно предназначено?
Такие мешочки можно использовать в качестве упаковки для небольших сувениров.
Есть еще один вариант их применения.
Раньше часто, сейчас уже гораздо реже, в такие мешочки вкладывали разные виды ароматных трав: сушеные мяту, лаванду, шалфей и др.
Такие мешочки называли саше. Саше раскладывали в шкафах для того, чтобы они имели приятный аромат. Такая
ароматизация белья и
одежды гораздо экологичнее
современных химических
ароматизаторов.
Инструкция по выполнению
- Организуйте своё рабочее место.
- Приготовьте ткань для вышивания 30 см х 9 см. (канва, вафельная ткань)
- Ткань сложите пополам и на одной из этой половинке выполните вышивку. (Рис. 1) Образец вышивки .
- Строчкой косого стежка обметайке края. (Рис. 2)
- Сложите изделие пополам и строчкой косого стежка обметайте края.(Рис. 3)
- Завяжите мешочек с помощью атласной ленточки. (Рис.4)
Рис. 1.
Рис. 4.
Рис. 2.
Рис. 3.
Первый шаг:
Проложите первоначальный косой
стежок, направляя иглу
вертикально сверху вниз .
Второй шаг:
Завершите шов обратным
косым стежком, направляя
иглу вертикально
сверху вниз.
Так выглядит простой шов крестиком.
Одиночный крестик выполняют в два приема:
- первый стежок - снизу слева вверх направо
- второй - снизу справа вверх налево.
Вышивка простым крестом
- Наиболее распространена вышивка простым крестом – когда стежки расположены по диагональным линиям клеточки и пересекаются в центре
Техника выполнения креста
1
2
2
2
4
3
3
Обобщение и закрепление
Давайте вспомним:
- О каких видах вышивки вы узнали на уроке?
- Что означает термин «Орнамент»?
- Что означает термин «Колорит»?
- Какие операции включает процесс подготовки к вышиванию?
Лесенка успеха
В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг больших высот.
У меня есть небольшие результаты в деятельности на уроке , но я на достигнутом не останавливаюсь. Я заполню «пробелы» в знаниях.
Мне трудно. Я пытаюсь…, но мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроках.