БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ: ВЫБОР ВКЛАДА
Урок по учебному предмету «Финансовая грамотность. Современный мир» в 7 классе
СБЕРЕЖЕНИЯ - ЧАСТЬ ДОХОДА, КОТОРАЯ НЕ ИДЕТ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ
Виды сбережения:
а) драгоценные металлы
б) страхование жизни, имущества
в) произведение искусства
г)приобретения дорогостоящих товаров
д) акции, ценные бумаги
е) банковские вклады, иностранная валюта
Основные понятия:
- банк;
- депозит (вклад);
- процентная ставка;
- кредит;
- обмен валюты;
- платежные карты;
- дистанционное банковское обслуживание;
- безопасность
Начало истории банковского дела датируется VII веком до наступления нашей эры.
На территории Древней Греции ростовщиков называли трапезитами .
Эти люди не только обменивали монеты, но и принимали материальные ценности на хранение.
Приблизительно в это же время зародились первые безналичные платежи, которые проводились через списание и начисление средств покупателей на специальных счетах.
13 мая 1754 года вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об
учреждении в Петербурге первого в России банка
Первые купеческие кредитные организации функционировали в Пскове еще в далеком 1665 году.
Во времена правления Анны Иоанновны выдача ссуд практиковалась под определенный процент, а в качестве кредитора выступал монетный двор.
В 1754 году на основании указа Елизаветы Петровны в России появляются первые кредитные учреждения – Купеческий банк в Петербурге, а также Дворянские заемные банки в обеих столицах.
Здание Госбанка в Петербурге.
Источник: www.pinterest.ru
Банк – финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов .
С экономической точки зрения банки выступают на денежном рынке посредниками между теми, у кого есть свободные денежные средства, и теми, кто нуждается в дополнительных ресурсах.
На сегодняшний день в России, как и в большинстве стран мира, действует двухуровневая банковская система .
Первый уровень представлен Банком России (Центральным банком), который ведет расчеты между кредитными организациями и занимается регулированием их деятельности. Функции ЦБ регулируются Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» .
Второй уровень – это коммерческие банки , предоставляющие финансовые услуги организациям и частным лицам.
Наиболее распространенные продукты банков:
- расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц,
- вклады и депозиты,
- кредиты, в т. ч. Ипотечные займы,
- автокредиты,
- потребительские кредиты,
- банковские карты и др.
Вклад – это деньги, которые клиент передал банку с целью хранения и извлечения прибыли.
Депозитный вклад – это свободный капитал юридических или физических лиц, который помещается в финансово-кредитное учреждение (б анк) для получения дохода в виде процентных отчислений.
Процентная ставка (Interest rate) -
это плата, которую одно лицо (заемщик) передает другому лицу (кредитору) за то, что последний предоставляет первому во временное пользование денежные средства.
Вклад может быть срочным и до востребования.
Срочный вклад имеет определенный срок действия, и при соблюдении этого условия клиент может получить максимальную выгоду.
Деньги с вклада до востребования можно снять в любой момент, но большого дохода от него не получить – это оптимальный вариант для того, чтобы безопасно сохранить крупную сумму денег в течение некоторого времени (например, между сделками по купле-продаже имущества).
Депозит – это вид хранения ценностей, но не обязательно денег.
Депозитом могут быть ценные бумаги, акции, драгоценные металлы и т. п.
Кредит – это ссуда, предоставленная
кредитором (в данном случае банком )
Заемщику (физическое или юридическое лицо) под определенные проценты за пользование деньгами .
Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам .
Кредиты гражданам делятся на потребительский (мебель, бытовая техника), когда банк выдает определенную сумму на нужды заемщика, и на целевые – на покупку жилья , автомобиля (автокредит, ипотека).
Условия предоставления кредита банк устанавливает в кредитном договоре (в нем оговариваются сроки, все платежи по кредиту, меры ответственности за нарушение договора, штрафы за допущенную просроченную задолженность со стороны заемщика).
Согласно вступившему в 2008 году в силу закону, банк в обязательном порядке должен информировать заемщика о полной стоимости кредита , рассчитываемой по специальной формуле Центробанка .
МФО – микрофинансовые организации.
Выдает небольшие займы и при этом не требует залога, поручителей, сбора документов.
Заём выдается быстро, но при этом процент по заёму намного выше, чем в банке.
Обмен валюты – одна из самых популярных банковских услуг.
Валюта – денежная единица того или иного государства.
На территории Российской федерации денежная единица – рубль является платежным средством.
Платежные карты Банковская карта - инструмент для оплаты товаров и услуг в безналичной форме, для хранения и перевода денег, снятие наличных, проведения расчетов.
Дебетовая карта - на ней хранятся ваши деньги, а не заемные средства от банка. Однако некоторые клиенты пользуются овердрафтом. Овердрафт – особая форма краткосрочного кредита. Его выдают на особых условиях, которые заранее обговариваются с клиентом.
Кредитная карта — банковская платёжная карта, предназначенная для совершения операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Банк устанавливает лимит, исходя из платёжеспособности клиента.
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО)
Способ предоставления банковских услуг клиенту (как юридическому, так и физическому лицу) с использованием средств телекоммуникаций (чаще всего телефон, интернет) без его непосредственного визита в банк .
- Способ предоставления банковских услуг клиенту (как юридическому, так и физическому лицу) с использованием средств телекоммуникаций (чаще всего телефон, интернет) без его непосредственного визита в банк .
- Способ предоставления банковских услуг клиенту (как юридическому, так и физическому лицу) с использованием средств телекоммуникаций (чаще всего телефон, интернет) без его непосредственного визита в банк .
Виды ДБО:
Классический «Банк-Клиент» - на компьютере пользователя устанавливается отдельная программа клиент, которая хранит тут же все свои данные (выписки по счетам, платежные документы). Взаимодействие с банком может осуществляться по различным каналам связи (телефонные коммутируемые или выделенные линии, через сеть Интернет).
Интернет-банкинг - это система дистанционного банковского обслуживания, работающая через обычный Интернет-браузер. С ее помощью можно осуществлять все те же действия, что и через традиционные системы, с тем отличием, что не требуется установка дистрибутива системы на компьютер пользователя.
Мобильный банкинг - оказание услуг ДБО с использованием телефонной связи. Как правило, такие системы имеют ограниченный набор функций. Чаще всего это информационный сервис (клиент производит различные платежи и осуществляет денежные переводы с помощью мобильного телефона.
Внешние сервисы - технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания (банкоматов, платежных терминалов, информационных киосков).
БЕЗОПАСНОСТЬ
Закрепляем пройденный материал
Ключевой вопрос:
Как вы понимаете высказывание древне-римского философа Марка Туллия Цицерона: «Бережливость – большой доход»?
Домашние задание:
собрать информацию о вкладах
Автор: учитель МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка Сущева Е.Г.