СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Устаревшее слово - не значит ненужное!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена к проектной работе по теме: "Устаревшее слово - не значит ненужное!".Работа выполнена учеником 4 класса Кутузовым Антоном.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Устаревшее слово - не значит ненужное!"»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» СЕКЦИЯ: ГУмАНИТАРНАЯ  ТЕМА: «УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО – НЕ значит ненужное!»  Выполнил: Кутузов Антон, учащийся 4 «А» класса МБОУ СШ № 9, с.п. Мулино

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

СЕКЦИЯ: ГУмАНИТАРНАЯ

ТЕМА: «УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО – НЕ значит ненужное!»

Выполнил: Кутузов Антон,

учащийся 4 «А» класса

МБОУ СШ № 9, с.п. Мулино

    Тема работы:   «УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО - НЕ ЗНАЧИТ НЕНУЖНОЕ!»

Тема работы: «УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО - НЕ ЗНАЧИТ НЕНУЖНОЕ!»

 Объект исследования   произведения   А.С. Пушкина Предмет исследования Устаревшие слова

Объект исследования произведения А.С. Пушкина

Предмет исследования

Устаревшие слова

Гипотеза исследования : Устаревшие слова важны и нужны современному человеку, чтобы читать и понимать произведения русской литературы, чтобы ярче представлять образы, колорит русской старины.  Цель работы : Открыть для себя понятие «устаревшие слова» и поделиться этим с одноклассниками   Задачи исследования: 1. Узнать, какие слова называют устаревшими. 2. Провести опрос одноклассников с целью выявления, что они знают об устаревших словах. 3. Прочитать несколько сказок А.С. Пушкина, найти в них устаревшие слова и выяснить их значение. 4. Составить «Словарик устаревших слов» по сказкам А.С. Пушкина для одноклассников. Методы исследования: 1.Изучение и анализ различных источников по выбранной теме. 2. Проведение социологического опроса. 3. Практическая работа. 3. Представление материала. Практическая значимость проекта: Создан словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина. Теоретическая значимость проекта: Изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина

Гипотеза исследования : Устаревшие слова важны и нужны современному человеку, чтобы читать и понимать произведения русской литературы, чтобы ярче представлять образы, колорит русской старины. Цель работы : Открыть для себя понятие «устаревшие слова» и поделиться этим с одноклассниками

  • Задачи исследования:
  • 1. Узнать, какие слова называют устаревшими.
  • 2. Провести опрос одноклассников с целью выявления, что они знают об устаревших словах.
  • 3. Прочитать несколько сказок А.С. Пушкина, найти в них устаревшие слова и выяснить их значение.
  • 4. Составить «Словарик устаревших слов» по сказкам А.С. Пушкина для одноклассников.
  • Методы исследования:
  • 1.Изучение и анализ различных источников по выбранной теме.
  • 2. Проведение социологического опроса.
  • 3. Практическая работа.
  • 3. Представление материала.
  • Практическая значимость проекта:
  • Создан словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина.
  • Теоретическая значимость проекта:
  • Изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА - это особая группа слов, которые вследствие тех или иных причин не употребляются в современной речи. Историзмы.   К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье . Архаизмы.   Устаревшие слова русского языка выделяют в ещё одну обширную группу – архаизмы. Они, по сути, являются подгруппой  историзмов – к ним также относят слова, вышедшие из употребления. Но  основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, являющимися обычными и употребляемыми на сегодняшний день словами. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их  современные аналоги – щёки, пальцы, чуб.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА - это особая группа слов, которые вследствие тех или иных причин не употребляются в современной речи.

  • Историзмы.   К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье .
  • Архаизмы.   Устаревшие слова русского языка выделяют в ещё одну обширную группу – архаизмы. Они, по сути, являются подгруппой историзмов – к ним также относят слова, вышедшие из употребления. Но основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, являющимися обычными и употребляемыми на сегодняшний день словами. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их современные аналоги – щёки, пальцы, чуб.
Архаизмы - стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи,  в сатирических целях.

Архаизмы - стилистическое средство

  • для придания речи торжественности,
  • для создания колорита эпохи,
  • в сатирических целях.
Социологический опрос одноклассников

Социологический опрос одноклассников

… «Отпусти ты, старче , меня в море,  Дорогой за себя дам откуп:..»   ….Приплыла к нему рыбка и спросила:  «Чего тебе надобно, старче ?»….

… «Отпусти ты, старче , меня в море, Дорогой за себя дам откуп:..» ….Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче ?»….

"Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке , Парчовая на маковке кичка …» «Здравствуй, барыня сударыня дворянка !»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» (С заменой устаревших слов современными синонимами)  Жил старик со своею старухой  У самого синего моря;  Они жили в разрушенном жилье, вырытом в земле  Ровно тридцать лет и три года.  Старик ловил рыболовной сетью рыбу,  Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул сеть, —  Пришла сеть с одною тиной.  Он в другой раз закинул сеть, —  Пришла сеть с травой морскою.  В третий раз закинул он сеть, — Пришла сеть с одною рыбкой.  С непростою рыбкой, — золотою. Как заговорит золотая рыбка!  Голосом говорит человечьим: «Отпусти ты, старик, меня в море,  Дорого за себя заплачу: Заплачу чем только пожелаешь»…

Отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» (С заменой устаревших слов современными синонимами)

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в разрушенном жилье, вырытом в земле Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил рыболовной сетью рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул сеть, — Пришла сеть с одною тиной. Он в другой раз закинул сеть, — Пришла сеть с травой морскою. В третий раз закинул он сеть, —

Пришла сеть с одною рыбкой. С непростою рыбкой, — золотою.

Как заговорит золотая рыбка! Голосом говорит человечьим:

«Отпусти ты, старик, меня в море, Дорого за себя заплачу:

Заплачу чем только пожелаешь»…

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список использованных источников и литературы: 1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. - с. 203 2. Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века. - Л., 2005. - с. 18-19 3 Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. - с. 63 4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011. - с.71 5. Гофман В.А. Язык Пушкина.— В сб.: Стиль и язык А.С. Пушкина, М., 1987. - с.14 6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978. 7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки. – М.: Худож. лит.,1985. 8.  https://ru.wikipedia.org/wiki  /Архаизмы 9.  http://www.openclass.ru/node/348278

Список использованных источников и литературы:

1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. - с. 203

2. Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века. - Л., 2005. - с. 18-19

3 Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. - с. 63

4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011. - с.71

5. Гофман В.А. Язык Пушкина.— В сб.: Стиль и язык А.С. Пушкина, М., 1987. - с.14

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978.

7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки. – М.: Худож. лит.,1985.

8.  https://ru.wikipedia.org/wiki  /Архаизмы

9.  http://www.openclass.ru/node/348278