География.
Тема: ВЕТЕР 6 класс
тема урока.
Занимательный текст
Однажды друзья сидели на одинокой скале, открытой всем ветрам. Вот и тема для разговора — ветер — постоянный и изменчивый. Кто же из них прав? Пятачок сказал: «Хотя у меня часто ветер в голове гуляет, и я всегда сомневаюсь, все же уверен, что есть такой морозный ветер в Антарктиде — самум называется». Иа с печалью в голосе поведал: «Самый постоянный ветер пассат — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать». Винни Пух бодро заявил: «А я знаю, что с муссоном тоже плавать в океане можно — днем от берега в море, а вечером обратно домой вернуться». Кролика , как всегда, практические вопросы волнуют: не дай Бог, фён с гор начнет дуть,
весь урожай на грядках заморозит.
занимательный текст из известного произведения А.Милн "Винни Пух и все-все-все" - основная цель учителя заинтересовать учащихся темой урока, показать значимость данного вопроса для человека.
А.МИЛН «ВИННИ ПУХ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ»
Цели:
- Познакомить с понятием «ветер»; с типами ветров; с приборами, определяющими направление и скорость ветра;
- Показать как образуется ветер; как влияют ветры на жизнь человека;
- Рассказать об опасных ветрах;
- Развивать интерес к предмету.
цели урока - учитель читает текст и добавляет.
Человек издавна использовал ветер
учитель спомощью слайда рассказывает, а ученики добавляют о использовании ветра.
Ветряные мельницы
использования паруса позволило мореплавателям уходить далеко в океан.
Парусник
Вопросы:
Что такое ветер?
учащиеся ищут ответ в тексте учебника.
Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.
В чем причина образования ветра?
ищут ответ в тексте учебника.
НД
ВД
Разница в давлении.
ТИПЫ ВЕТРОВ.
МУССОН
БРИЗ
ПАССАТ
САМУМ
БОРА
УРАГАН
ТАЙФУН
учительназывает примеры различных ветров и говорит о том, что с некоторыми они познакомятся сегодня на уроке.
ТОРНАДО
ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНИЦА В ДАВЛЕНИИ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ ВЕТЕР.
учитель рассказывает о причине скорости ветра.
УРАГАН – сильный ветер.
учащиеся вспоминают свои впечатления об отдыхе на берегу моря. учитель говорит о бризе.
БРИЗ – ВЕТЕР, МЕНЯЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ ДВА РАЗА В ДЕНЬ.
БРИЗ
ДНЕВНОЙ
НД
ВД
СУША
МОРЕ
учитель показывает схему образования дневного бриза, а учащиеся зарисовывают ее в тетрадь.
I. Суша быстро прогрелась, нагрела воздух, воздух стал легкий, давление низкое. II. Вода нагревается медленно, воздух над ней прогрет плохо, давление высокое – ветер с моря.
БРИЗ НОЧНОЙ
ВД
НД
СУША
МОРЕ
ночной бриз.
III. Суша быстро остыла, остыл воздух, давление высокое. IV. Вода медленно остывает, воздух теплый, легкий, давление низкое – ветер с суши.
Муссон – устойчивый, периодически меняющий свое направление ветер, летом – с моря на сушу, зимой – с суши на море.
Юго-Восток
и Восток
Евразии
учитель рассказывает о муссонах, пример - Индия.
ОСОБЕННОСТЬ – ЛЕТОМ – ОБИЛЬНЫЕ ОСАДКИ.
ПАССАТЫ.
- ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРЫ, ДУЮЩИЕ В СТОРОНУ ЭКВАТОРА.
ВД
30 ° с.ш.
рассказыает о пассатах, учащиеся рисуют схему в тетрадь.
ЭКВАТОР
НД
ВД
30 ° ю.ш.
ТОРНАДО – ураганный ветер Северной Америки.
торнадо - ветер Северной Америки, учитель называет причины.
ТАЙФУН –ветер у восточных берегов Евразии.
учитель рассказывает о тайфунах.
САМУМ – СУХОЙ ЖАРКИЙ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ПУСТЫНЬ В АФРИКЕ.
учащиеся знакомятся с сухим пустынным ветром - самум.
Ветер нашего края.
БОРА – холодный северо-восточный сильный ветер.
г.Новороссийск
особое внимание уделяется ветрам нашего края, на примере новороссийской боре.
обледенение
Флюгер – прибор, показывающий направление ветра.
учитель по рисункам рассказывает о назаначении и работе приборов.
Анемометр – прибор, показывающий скорость ветра.
РОЗА ВЕТРОВ
учитель говорит, что означает понятие "роза ветров".
ЧЕЛОВЕК И СЕЙЧАС ИСПОЛЬЗУЕТ ВЕТЕР.
учитель сначала предлагает учащимся вспомнить о современном использовании ветра, а затем показывает слайд.
«ЭОЛ» - ВЕТЕР - символ неодолимого действия стихии
- Как правило, выделялось четыре ветра. Каждому из них приписывались определенные качества. Хозяином ветров, согласно греческой мифологии, был бог Эол , державший их запертыми в пещере.
- На античных рисунках ветры представлены как крылатые, длиннохвостые, бородатые, сильные божества. В искусстве Средних веков и Возрождения они условно изображались в виде одних лишь голов, усиленно раздувающих щеки, в более поздней итальянской живописи могли дуть в раковины или рога.
в старших классах в учебниках географии появляется понятие "эоловый рельеф", поэтому учитель рассказывает как назывался ветер в древнегреческой мифологии.
учитель читает высказывание ребенка о ветре из произведения К.И.Чуковского и предлагает вспомнить учащимся загадки, поговорки, стихи о ветре. Можно использовать опережающее задание.
— Папа, да сруби ты, пожалуйста, эту сосну... Она делает ветер: а если ты срубишь ее, станет тихо, и я пойду гулять. К.И. Чуковский «От двух до пяти».
показывает картины художников, посвященныеветру.
КОРО ЖАН-БАТИСТ-КАМИЛЬ «ПОРЫВ ВЕТРА».
Вопросы:
- Как образуется ветер?
- Почему бывают сильные ветры?
- Как они называются?
- Почему опасны?
- Как человек использует
ветер?
проверка полученных знаний.
«Порыв ветра» 1902 г.
Дж.У.Уотерхаус
Однажды друзья сидели на одинокой скале, открытой всем ветрам. Вот и тема для разговора — ветер — постоянный и изменчивый. Кто же из них прав? Пятачок сказал: «Хотя у меня часто ветер в голове гуляет, и я всегда сомневаюсь, все же уверен, что есть такой морозный ветер в Антарктиде — самум называется». Иа с печалью в голосе поведал: «Самый постоянный ветер пассат — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать». Винни Пух бодро заявил: «А я знаю, что с муссоном тоже плавать в океане можно — днем от берега в море, а вечером обратно домой вернуться». Кролика , как всегда, практические вопросы волнуют: не дай Бог, фён с гор начнет дуть,
весь урожай на грядках заморозит.
учитель снова возращается ко второму слайду и задает вопрос: кто прав?
КТО ПРАВ?
Домашнее задание:
Стр. 116-120
Всё о ветре: стихи, поговорки, пословицы и др.
дает задание на дом и ставит отделным учащимся оценки за урок.
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/Ветер - 28k
chtotakoe.info/articles/veter_186.html - 7k
www.windyhead.ru/ - 31k
www.primpogoda.ru
www.solarhome.ru
www.mospravda.ru
интернет-ресурсы, которые использовались учителем.