Включение детей с РАС
(с нарушением интеллекта)
в образовательный процесс
Выполнила: Рослякова Л. А.
2024 г.
Что такое аутизм?
Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой и жестами). Отсутствие разнообразной спонтанной игры или игры по социальной имитации. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности (критерии, установленные Всемирной Организацией Здравоохранения и записанными в международной классификации болезней – МКБ-10).
Аутизм, как симптом часто встречается при различных видах психических нарушений – при осложненных формах лобной олигофрении, детского церебрального паралича, при патологии слуха и зрения и др.
Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, например: интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность.
Именно наличие аутизма в клинической картине, приводит к появлению особых трудностей в построении стратегии и тактики коррекционного подхода.
Для практики работы педагогов и психологов, выбора образовательного маршрута более подходящей является классификация О. С. Никольской.
Выделено 4 основные группы детей с РАС с разными типами нарушения поведения.
Каждый из вариантов отличается от другого степенью тяжести и характером аутизма , степенью дезадаптации ребенка и возможностями его социализации.
Выделение данных групп позволяет дифференцированно подходить к организации обучения детей с РАС.
Низкофункциональный аутизм (устар. опред.) — одна из самых тяжелых форм расстройства аутистического спектра. Именно ее иногда классифицируют как умственную отсталость, руководствуясь чертами, общими с глубокой олигофренией. Среди отличительных признаков:
- неустойчивая механическая память;
- бедность эмоциональных проявлений большую часть времени;
- плохая обучаемость, связанная с избеганием социальных контактов;
- неустойчивость внимания;
- плохо развитое мышление;
- проблемы с мелкой моторикой при скоординированности других движений.
При такой комбинации симптомов адаптировать ребенка к социуму крайне сложно или вовсе невозможно. Трудности возникают даже при развитии элементарных бытовых навыков.
Вариативность образовательных маршрутов
Неоднородность состава детей с РАС требует дифференциации содержания образования. Этим будут обеспечены образовательные потребности и возможности детей с РАС и плавный переход на следующий уровень образования.
Используемые в реализации АООП ДО формы, способы, методы и средства должны:
- помогать ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, в помещении, в процессе образовательной деятельности;
- побуждать ребенка с РАС к самостоятельной деятельности;
- способствовать переносу знаний в жизненные ситуации;
- содействовать коммуникации ребенка с РАС с другими детьми и со взрослыми.
Для ребенка с РАС предусмотрен гибкий режим посещения дошкольной образовательной организации. Гибкий и постепенный характер включения ребенка с РАС в образовательный процесс обеспечивается последовательностью следующих этапов: подготовительный этап, частичное включение, полное включение .
Подготовительный этап.
Педагоги устанавливают эмоциональный контакт с ребенком, формируют предпосылки нормотипичного поведения, элементарные коммуникативные умения. Ребенок посещает группу, досуговые мероприятия и праздники в сопровождении взрослого (педагога-психолога, социального педагога, помощника-ассистента и др.) в течение ограниченного промежутка времени.
Частичное включение
Систематическое посещение ребенком группы по индивидуальному графику. Постепенно время пребывания ребенка в группе увеличивается, он активнее участвует в режимных моментах, взаимодействует со взрослыми и детьми. В группе педагогами специально должны создаваться ситуации, направленные на формирования позитивных взаимоотношений между детьми, основанных на актуальных интересах ребенка с РАС. Полное включение
Ребенок может посещать группу наравне со своими сверстниками, соблюдать режим дня, общаться с детьми, участвовать в различных видах детской деятельности. На начальных этапах работы с ребенком, имеющим РАС, целесообразно проводить индивидуальные занятия с постепенным переходом на малые групповые .
Переход от индивидуальной к групповой форме работы
- Формирование конкретного умения в паре: ребенок – специалист.
- Закрепление умения в паре с другими специалистами, работающими с ребенком (учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими), и с родителями.
- Закрепление навыка в малой группе детей при участии специалистов.
Специальные образовательные условия: первая группа РАС
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе (с учетом уровня интеллектуального развития) для детей с нарушением интеллекта / обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с РАС.
2. Очная форма.
3. Режим - группа кратковременного пребывания.
4. Занятия в системе дополнительного образования и ППМС- центре (сетевое образование).
5. Индивидуальные / подгрупповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.
6. Возможно сопровождение тьютором.
7. Срок повторного прохождения ПМПК через 1 год (в ситуации инклюзивного образования) или ранее по усмотрению ПМПК.
- Дополнительные условия: наблюдение психиатра.
В соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с РАС предусмотрены четыре варианта адаптированных общеобразовательных программ (8.1, 8.2, 8.3 и 8.4), разработанных с учётом выраженности нарушений у детей, в том числе - в соответствии с уровнем интеллектуального развития обучающихся.
Наполняемость классов, в которых обучаются дети с РАС, может быть различной в зависимости от модели образования детей по вариантам 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4 в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям и воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Наполняемость отдельных классов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра при любом варианте ФГОС НОО обучающихся с РАС не должна превышать восьми человек. В соответствии с ФЗ от 29.12.12 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования в образовательной организации осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (Ст. 66, и. 3). Определение необходимости составления и реализации для обучающегося с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования или специальной индивидуальной программы развития осуществляют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии. В заключении ПМПК указывается программа и вариант федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с РАС.
Вариант 8.3 АООП НОО - нецензовое образование предлагается для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложнёнными лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучаясь по данной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, ребёнок к моменту завершения школьного обучения получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные календарные сроки.
Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с РАС, осложнёнными лёгкой умственной отсталостью, в данном варианте АООП НОО предлагается постепенное включение детей в образовательный процесс за счёт организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до шести лет.
В структуре АООП НОО «академический компонент» редуцирован за счёт расширения компонента «жизненной компетенции». Обязательным является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Вариант 8.3 может быть реализован в разных формах: в отдельных классах для обучающихся с расстройствами аутистического спектра или в классах совместно с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью.
Данные классы могут быть созданы на базе общеобразовательных организаций или в общеобразовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная организация должна обеспечить требуемые для варианта 8.3 АООП НОО условия обучения и воспитания.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра в среде обучающихся с лёгкой умственной отсталостью является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Вариант 8.4 АООП НОО - нецензовое индивидуальное образование предусмотрено для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложнёнными умственной отсталостью разной степени выраженности (умеренной, тяжёлой, глубокой) и\или с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Образование, которое предусмотрено по данному варианту по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья.
Ребёнок с РАС обучается в среде сверстников с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Уровень образования определяется возможностями ребенка и предполагает постепенное включение детей с аутизмом в образовательный процесс за счёт организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до шести лет.
Вариант 8.4 может быть реализован в отдельных классах для обучающихся с РАС или в классах совместно с обучающимися с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с расстройствами аутистического спектра и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия для каждого ребенка педагоги образовательной организации разрабатывают специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР ), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
В структуре образования «академический компонент» редуцирован за счёт расширения компонента «жизненной компетенции». Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося с РАС в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.
Согласно ФГОС НОО обучающихся с РАС все варианты адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с аутизмом содержат коррекционно-развивающую область , которая обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС и включает специальную коррекционную работу , направленную на:
- развитие адекватного учебного поведения и социально-бытовых навыков ребенка;
- развитие аффективной сферы и преодоление трудностей во взаимодействии с окружающими;
- формирование и развитие средств вербальной и невербальной коммуникации;
- осмысление, упорядочение и дифференциацию индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного;
- упорядочение и осмысление усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления;
- развитие внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и сверстников, понимание взаимоотношений, чувств, намерений других людей;
- развитие избирательных способностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основная цель образовательного учреждения, перед которым стоит задача обучение детей с РАС – создание специальных условий для усвоения учебных программ, развития и социальной адаптации таких учащихся.
Если в среднее звено школы переходит учащийся с РАС, имеющий положительный опыт фронтального обучения в начальной школе, задача педагогов упрощается.
Но зачастую дети с РАС находятся в начальной школе на надомном или семейном обучении. Тогда первостепенной задачей специалистов средней школы становится деятельность, направленная на адаптацию детей с РАС в образовательном учреждении, их социализации и формированию у них учебных навыков.
Для осуществления этих задач нужен командный метод работы.
Что отличает междисциплинарную команду:
- общие ценностные ориентиры;
- профессиональная и личностная поддержка друг друга;
- единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;
- взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
- достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, предоставляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;
- скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;
- участие в широком профессиональном сообществе, где все специалисты активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с РАС в образовательном учреждении.
Приемы организации поведения и индивидуального обучения детей с РАС (вариант 8.4) в учебном процессе
Особенности организация поведения ребенка с РАС (вариант 8.4)
Ребенок с РАС испытывает необычайную тревожность и дискомфорт в новой, незнакомой обстановке. Эти дети, как правило, имеют гиперчувствительность к свету, звукам, запахам, прикосновениям. У некоторых эта сенсорная чувствительность может вызывать болевые ощущения. Именно поэтому такой ребенок часто закрывает уши, зажмуривает глаза, не может надевать стесняющую одежду, пугается тактильного контакта.
Из-за тревожности или по причине какого-либо дискомфорта ребенок может начать кричать, плакать, убегать. У него может проявиться аутоагрессия.
Приемы работы
- Исключаем раздражающие факторы.
- Если нежелательное поведение не прекращается, то разговариваем с родителями, что могло спровоцировать такое поведение и подбираем приемы взаимодействия с ребенком.
Обычно такие проблемы возникают в первый год обучения, когда ребенок и педагог адаптируются друг к другу. Далее работа строится на «чувствование» такого обучающегося.
Конструктивное взаимодействие с родителями такого ученика может оказаться очень полезным для педагога при построении стратегии работы с ним и организации его поведения.
Особенности организации учебной деятельности
После того как педагогу удастся добиться упорядоченного поведения, можно сосредоточиться на организации учебной деятельности , не забывая о том, что в любой момент может произойти поведенческий срыв.
Дети с РАС гораздо комфортней ощущают себя в условиях организованной деятельности, поэтому урок для них более понятная и приемлемая структура, чем перемена.
Приемы работы
- Для обучающихся с РАС (вариант 8.4) характерна стереотипность, поэтому они всегда должны знать свое расписание. На учебный день и на каждый урок составляем схематичный план занятия.
- В течение занятия необходимо следить за сенсорной нагрузкой обучающихся и не допускать переутомления. Стараться, чтобы в поле зрения таких обучающихся не было большого количества карточек, дидактического материала.
- Следует придерживаться требований к одежде. И к началу учебного процесса надевать школьную форму. Это служит и как ритуал подготовки к занятиям, и как способ саморегуляции.
- Для продуктивной учебной деятельности обучающиеся должны чувствовать себя успешными, поэтому необходимо хвалить, подчеркивая даже маленькие победы и достижения ребенка.
- Необходимо вставать и двигаться несколько раз за урок (короткие физкультминутки), позволяющие удовлетворить эту потребность.
- Во время учебного процесса использовать определенные жесты и карточки PECS, напоминающие о правилах поведения на уроке, регламентирующие его деятельность.
Особенности организации учебного пространства
Индивидуальное бучение предполагает наличие специальной организации учебного пространства.
На уроках помимо рабочего стола можно использовать:
- диван;
- маленькую палатку;
- утяжелители для рук или жилет;
- мягкую игрушку или мелкие предметы и т. д.
По мере необходимости обучающийся может прилечь на диван, надеть утяжелители для рук, жилет или воспользоваться игрушкой.
Особенности организация продуктивного взаимодействия
Для организации продуктивного взаимодействия с ребенком с РАС нужно выработать ряд несложных правил, которые постепенно можно дополнять, и требовать их выполнения.
Приемы работы
- Обучающийся с РАС отличается стереотипностью, поэтому рекомендуется выработать в своем поведении четкий алгоритм, который является условием результативности педагогического процесса.
- Для ребенка с РАС характерны ритуальные действия. В учебном процессе дается возможность обучающемуся выполнить все манипуляции по алгоритму, не торопить, «не сбивать», и только потом начинать урок.
Особенности организации собственного поведения при взаимодействии с ребенком с РАС
- Учителю необходимо быть терпеливым, спокойным и внимательным.
- Не нужно такого ученика пытаться переделать.
- Нужно стараться чувствовать ученика, пытаться понять, помочь, и постепенно научить его соблюдать и выполнять правила.
- Следует понимать, что его нежелательное поведение - это невозможность себя контролировать, неумение адекватно взаимодействовать и понимать эмоциональное состояние как свое, так и чужое.
- Попытка понять и принять такого ученика - лучшая стратегия учителя при взаимодействии с ребенком с РАС.
Особенности оценивания учебной деятельности
При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. Обучающиеся с РАС (вариант 8.4) крайне не критичны к себе и не заинтересованы в конечном результате своей деятельности.
Приемы работы.
Данный вопрос отразим на примере урока «Технология (труд)» или «Изобразительная деятельность».
- У таких обучающихся (в первый год обучения) отсутствует зрительно-моторная координация. По средством актуализации и направления внимания ребенка на конкретные действия, формируется зрительно-моторное сосредоточение.
- Обучающийся начинает следить за тем, что делает, развивая познавательный интерес.
- Действия и инструкции педагога должны быть четко алгоритмизированы и методически грамотно построены.
- Очень важно хвалить, поддерживать и направлять внимание обучающегося на конечный результат деятельности.
- Для формирования умения оценивать свою деятельность в учебный процесс включаются родители (законные представители), которые располагают поделки ребенка в домашнем интерьере, в поле зрения ребенка.
- Обучающийся наблюдает, рассматривает их и ощущает свою значимость.
- Таким образом, развиваются память, внимание, устанавливаются логические цепочки, причинно-следственные связи, а также происходит становление эстетического восприятия, что благоприятно отражается на развитии личности в целом.
Взаимоотношения с родителями обучающегося с РАС (вариант 8.4)
Родители прошли очень непростой путь, прежде чем привели ребенка в школу. Родители находятся в постоянном стрессе или депрессии, что негативно влияет на ребенка. В такой ситуации родители возлагают большие надежды на педагога, и он выступает для них, как связующее звено «ребенок - среда».
Сложностей взаимодействия с родителями ученика с РАС удастся избежать, если усвоить, что поведение ребенка с РАС - результат его внутреннего состояния.
Родители должны видеть в педагоге союзника, помогать и подсказывать, как правильно воспринимать и взаимодействовать с их ребенком.
Но не нужно забывать, что мама - это мама, а учитель - это профессионал, перед которым поставлены определенные задачи, и который должен стремиться их выполнить.
Спасибо за внимание!