Исследовательский проект внеклассного мероприятия по теме: «Историческая память народа в художественных образах героев Великой Отечественной войны. А. И. Покрышкин» ( в рамках регионального проекта «Связь поколений : вчера, сегодня, завтра…» )
выполнили
Савельева Екатерина,
ученица 8 «Б» класса
МБОУ СОШ №67,
Сунтеева Наталья Николаевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №67
Новосибирск- 2020
содержание
Тема стр. 2
Цель стр. 3
Задачи стр. 3
Проблема и ее актуальность стр.4- 5
Результаты анкетирования стр. 6
Гипотеза стр.7
Основная часть стр. 8- 29
Глава первая «Небо мечты» стр. 9- 11
Глава вторая «Небо войны» стр. 12- 13
Глава третья «Небо героя глазами художника» стр. 14- 17
Глава четвертая «Небо Покрышкина в памяти
потомков» стр. 18- 29
Вывод стр. 30
Список литературы стр. 31
тема историческая память народа в художественных образах героев Великой Отечественной войны. А. И. Покрышкин
2
цель
Увековечивание памяти о героях Великой Отечественной войны через изучение и сохранение исторических памятников художественной культуры, которые являются информационным и духовным ресурсом народа.
3
задачи
*расширение знаний об истории Великой Отечественной войны, о подвигах героев- защитников Отечества;
*провести анкетирование с целью выявления
осведомленности современных школьников о боевом пути Александра Покрышкина;
*показать, что биография А. И. Покрышкина- пример воинской и гражданской доблести;
*собрать и представить материалы об увековечивании образа героя в произведениях искусства;
*на примере скульптурных и архитектурных памятников Новосибирска показать значимость искусства в сохранении исторической памяти народа;
*организовать конкурс- выставку рисунков обучающихся школы на тему «Воздушный бой»
3
Проблема и ее актуальность
С каждым годом все дальше в прошлое отступают от нас трагические события Великой Отечественной войны. Постепенно стирается память о безмерном подвиге наших дедов и прадедов, завоевавших Победу и спасших страну от уничтожения.
Имена героев предаются забвению…
4
Мы решили провести анкетирование среди учеников школы с целью выявления у наших ровесников знаний об одном из самых легендарных соотечественников- Александре Ивановиче Покрышкине.
результаты анкетирования
(приняли участие 290 школьников в возрасте от 12 до 16 лет)
1. Что вы знаете об А. И. Покрышкине?
ответили 60% опрашиваемых;
2. Сколько раз Александр Покрышкин был удостоен звания Герой Советского Союза?-
46% опрашиваемых;
3. Откуда родом А. И. Покрышкин?-
30% опрашиваемых;
4. Какие памятные места Новосибирска связаны с его именем?-
41% опрашиваемых, причем, большинство ребят назвали только памятник Александру Покрышкину на площади Маркса.
6
6
6
гипотеза
Если мы будем узнавать сами и рассказывать другим о героях, чьи имена и подвиги
увековечены в памятниках культурно- исторического наследия нашего народа, то сохраним благодарную память для будущих поколений.
7
Основная часть
составлена с использованием материалов, полученных в процессе работы над проектом
8
глава первая Небо мечты
Двенадцатилетний мальчишка, запрокинув голову, с восторгом наблюдал за свободным полетом птиц. Он любовался ими и
завидовал ,
потому что страстно
желал сам взлететь над
землей. Звали мальчика
Саша Покрышкин, но друзья
часто называли его Сашка- летчик.
Прозвище свое он заслужил не случайно.
Родился А. И. Покрышкин 6 марта 1913 года в
Новониколаевске, в многодетной
семье. Детей воспитывала мать,
Покрышкина (Мосунова) Ксения
Степановна. На богатырских
сибирских караваях, в самой гуще
народной жизни рос и набирался силушки Саша Покрышкин. Среди лихих закаменских парней
- Александр выделялся тягой к
- знаниям и интересом к технике.
- Отличала его и редкая
- целеустремленность.
9
«Двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет.
Среди жителей города, …окруживших самолет, стоял и я… Потрогал его крылья и мысленно
сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». После окончания семилетки и ФЗУ, отработав 1,5 года слесарем- инструментальщиком, по комсомольской путевке Александр отправляется
в Пермь,в авиационную
школу, и
в 1939 году с отличием закан-
чивает ее в звании старшего
лейтенанта .
10
глава вторая Небо войны
Войну Покрышкин встречает в Молдавии. И уже 23 июня
открывает счет сбитым им самолетам противника.
Александр Иванович воплощал в себе
лучшие качества русского воинства, в основе которых лежала беспредельная верность своему Отечеству. Хорошо известны его слова, ставшие своеобразным девизом: «Я не за ордена, а за Родину воюю».
Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений.
Было только три команды, которые фашисты передавали в эфир без шифровок: «Achtung! Panzer!», «Achtung! Partisanen!» и «Achtung! Pokryshkin!»
11
Глава третья Небо героя глазами художника
В творчестве военного летчика- покрышкинца Алексея Семеновича Закалюка огромное место занимают картины воздушных боев, в которых участвовал он сам и его боевые товарищи. В годы Великой Отечественной войны Закалюк выполнил около 600 успешных боевых вылетов, провел 95 воздушных боев, почти 100 штурмовок. На его счету16 самолетов, сбитых лично и 14- в группе.
21 сентября 1943 года он лично наблюдал с земли за боем над Большим Токмаком четверки под командованием Покрышкина и «юнкерсами», в несколько раз превышающими по численности. Самолеты противника направлялись бомбить скопление нашей конницы.
Набрав высоту, Покрышкин направляет звено в лоб «юнкерсам». Залп в упор по ведущему, и страшной силы взрыв громыхнул над степью. На месте вражеского самолета вздулся шар пламени диаметром более 50 метров! Как вспоминал участник боя К. Сухов, это было «похожее на огненный аэростат облако. Вспышка показалась ярче солнца. Отвернуть было поздно, и наша пара пронеслась под полыхнувшей массой. Истребитель тряхнуло, даже какой- то странный хлопок послышался, запахло порохом и бензиновой гарью.»
15
«Кобра» Покрышкина пронзила самый центр огненного шара! Сюрреалистическое зрелище . Этот бой Александр Иванович вспоминал как один из самых памятных. Из облака пламени вывалился горящий кусок крыла с вращающимся пропеллером… от взрыва загорелся еще один Ю-88. Придя в себя через несколько секунд, Покрышкин расстрелял третий бомбардировщик, который врезался в берег реки Молочной. Четвертый сбила пара Виктора Жердева. Бомбежка конницы была сорвана.
16
глава четвртая Небо Покрышкина в памяти потомков
Героический образ А. И. Покрышкина
в послевоенное время был очень
популярен среди наших соотечествен-
ников и за рубежом.
А его портрет «без парадного мунди-
ра», выполненный художником
С. Присекиным, на почтовых
открытках, марках и конвертах разле-
тался по всему миру миллионными
тиражами.
17
Памятные места в Новосибирске
По инициативе директора ПУ-2 Афанасьева А.А. и генерал- майора Устинова Ю.С. (выпускника училища)
в 1995 году было принято решение создать музей
А. И. Покрышкина- маршала авиации, трижды героя Советского союза, выпускника училища. В этом училище легендарный летчик учился два года и приобрел профессию слесаря.
20
Памятник Александру
Ивановичу Покрышкину
на площади К. Маркса
выполнил скульптор
Михаил Переяславец
(народный художник России,
действительный член
Российской академии
художеств, профессор),
архитектурное решение
разработал главный худож-
ник Новосибирска
Юрий Бурика.
23
Бронзовая 6- метровая фигура отливалась в цехах подмосковной производственной мастерской художественного литья под контролем автора скульптуры. Памятник безвозмездно был доставлен в Новосибирск военно- транспортным самолетом по распоряжению Главкома ВВС.
24
В мае 2019 года новосибирскому международному аэропорту было присвоено имя Александра Покрышкина в рамках конкурса «Великие имена России».
20 сентября того же года руководитель проекта «Аллея российской славы» Михаил Сердюков в дар аэропорту передал бюст трижды героя Советского союза Александра Покрышкина.
Памятник установлен на первом этаже в соединительной галерее аэровокзального комплекса. Высота вместе с постаментом составляет
2,8 метра. Экспозиция, помимо бюста, включает в себя витраж и фотовыставку, посвященную основным датам и вехам биографии летчика.
25
Конкурс рисунков на тему «Воздушный бой»
вывод
Изучая историческое наследие народа через информационно- художественный ресурс, занимаясь просветительской деятельностью,
мы развиваем и сохраняем
благодарную память для будущих поколений.
30