Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли-сад «Юбилейный» г.Перевальск
Игры с волшебными кругами
Луллия
Автор: воспитатель Батичкова Татьяна Анатольевна
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуальных способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ
Раймонд Луллий (XIII - XIVвв., Италия) - поэт, философ , один из наиболее влиятельных мыслителей европейского высокого Средневековья
Наука ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) появилась в 50 гг. XX в. Автором ее является отечественный изобретатель, писатель – фантаст Г.С. Альтшуллер
Цель: развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Игровые упражнения с использованием кругов Луллия решают следующие задачи:
- Формировать понятие «признак», знакомить с именами признаков. - Учить восприятию проявлений признака в конкретном объекте, находить причинно-следственные связи между объектами. - Развивать навыки фантастического преобразования объектов. - Формировать способность увидеть суть проблемы.
Круги Луллия представляют собой
- несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине
- картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах
- стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки
- стрелка в верхней части стержня.
Методические рекомендации
- Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
- В работе с детьми 5-го года жизни используют два- три круга (6 -8секторов на каждом).
- Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Задания с Кругами Луллия бывают 4 типов:
1-й тип: Игры на подбор пар.
2-й тип: Игры с элементом случайности в установке колец
3-й тип: Игры на развитие творческого воображения
Алгоритм проведения упражнений с кругами Луллия:
- На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие либо объекты. Например: 1-й круг (большой) – картинки, с изображением животного; 2-й круг – картинки, с изображением место где живет (будка, берлога, дупло); 3-й круг – картинки, с изображением что ест (мясо, сено, корм и т.д)
- Задачи упражнения: найти соответствие на кругах. Например: найти на нижнем круге изображение собаку, затем поворачивая средний круг, отыскать изображение будки и расположить над собакой, на маленьком круге найти кость и объяснить, что получилось.
- Задачи упражнения «Необычное сочетание»: раскрутить круги, посмотреть, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, назвать их. Например: Рыбка – дупло – сено. Задание: объяснить, как объект может жить в таком месте и питаться этим продуктом.
Разнообразие игр с использованием кругов
Луллия
Игры экологического содержания:
«Найди, где живёт»
«Назови детёнышей»
«С чьей ветки, детки?»
«Крылья, ноги, клювы»
«Чей дом?»
«Чья тень?»
Игры на ознакомление с художественной литературой:
«Новые сказки»
«Необычное место»
«Придумай, как закончится эта сказки»
Игры на формирование элементарных математических представлений:
«Состав числа»
«Придумай задачу с этими числами»
«Подбери знак, который можно поставить перед этими числами»
«Составь двузначное число»
Игры на развитие художественного творчества:
«Смешные профессии»
«Перепутанные сказки»
«Придумай роспись»
«Фантастическая история»
Игры на формирование патриотического воспитания:
«Старое -новое»
« »
«Памятники нашего города»
« Профессии »
Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель : закрепить знание сказок, героев этих сказок, развивать у детей воображение, творческое мышление, умение придумывать сказки, умение связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Воспитывать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.
Возраст : 6 – 7 лет.
Материал и оборудование : круги Луллия, картинки – 24 шт..
Ход игры:
Разложить картинки:
1 круг - сказочные герои: Аладдин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди
2 круг - место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках.
3 круг - предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги, Иванушка. Стрелкой выбрать героя, вращая средний и верхний круги, подобрать к нему предметы и место, где происходят сказочные действия.
Усложнение : Раскрутить круги и стрелку, придумать сказку по картинкам, которые оказались под стрелкой (например, как кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках с аленьким цветком).
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: закрепить название взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей (множественное число), используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, словарный запас.
Возраст: 4 – 5лет.
Материал и оборудование : круги Луллия, картинки – 60 шт.
Ход игры :
Ребёнок стрелкой выбирает на нижнем круге изображение взрослого животного, правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся - домашним или диким. Затем вращает средний круг, с картинками одного детеныша и верхний круг, с изображением двух детёнышей. Находит нужную картинку, останавливает круг, правильно называет детёныша или нескольких.
Ожидаемые результаты:
- Познание языка и мира в их взаимосвязях;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Обогащение словарного запаса;
- Свобода в своих высказываниях;
- Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
- Формулировка и решение проблемы
Вы самостоятельно можете изобретать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и ваши воспитанники.
Желаем удачи !
Спасибо за внимание!