«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Ковалева Е.В.
МБОУ Шиловичская ОШ
Духовщинский район.
Новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов по ФГОС.
Образовательное учреждение
самостоятельно в выборе системы оценок,
форм, порядка и периодичности промежуточной
аттестации обучающихся.
Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Прежде всего изменился инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за все годы обучения в школе.
Поэтому новая система оценки ставит перед нами ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
1.ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
- Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
– Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2.КТО ОЦЕНИВАЕТ ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. 1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку - знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности). Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаем учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов):
ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ ?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.
Таблицы результатов образования составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Это:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Особое место занимает
таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом.
Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику!
Особенности новой системы оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС
- Комплексная оценка достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Ориентация заданий в основном не на проверку освоения знаний и умений, а на оценку способности учащихся применять эти знания и умения в различных ситуациях, при решении учебно-познавательных и учебно-практических заданий.
- Использование стандартизированных измерительных материалов, обладающих надежными характеристиками.
- Ориентация полученных результатов на управление качеством образования на различных уровнях.
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
Система оценки должна :
1. Фиксировать цели оценочной деятельности :
а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов .
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки .
Отличие системы оценки по ФГОС
от традиционной системы
1.В традиционной системе оценивали только предметные знания обучающихся, новый стандарт предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2.Если традиционная система предполагает освоение обучающимися только базового уровня, то новый стандарт предполагает освоение базового (опорного) и повышенного (функционального) уровня.
3.Использование накопительной системы оценивания (портфолио), позволяет проследить динамику индивидуальных образовательных достижений.
Отметка и оценка
Оценка
Отметка
Формализованное, объективное отношение к объекту.
Субъективное отношение к процессу.
Оценка может стать объективной лишь при достаточно большом количестве оцениваемых объектов, либо достаточном количестве срезов.
Оценочная деятельность ни в коем случае не должна сводиться к процессу выставления отметок (себе, коллеге, ученику, всему ОУ)!
Нельзя забывать, что любая оценочная деятельность – это нравственная сфера.
Нравственность – это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира.
Поэтому любая система оценивания непременно будет связана с моральными проблемами в коллективе ОУ.
Невозможно построить процесс оценивания на объективном внеморальном уровне.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 1. Общие положения. 2. Особенности оценки личностных результатов. 3. Особенности оценки метапредметных результатов (особенности оценки индивидуального проекта, требования к организации проектной деятельности , критерии оценки проектной работы ). 4. Особенности оценки предметных результатов. 5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений. 6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию. 7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения.
Общие положения
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, предполагает комплексный подход к оценке результатов, предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментария оценивания.
Основные функции:
-ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО ОУ;
-обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основные направления и цели оценочной деятельности
- оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки);
- оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации
Итоговая оценка
Итоговая оценка результатов освоения основной о определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Используется персонифицированная информация. В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Промежуточная аттестация.
Представляет результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Акредитация и аттестация
Содержательной и критериальной базой итоговой оценки выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится » и «Выпускник получит возможность научиться».
Итоговая аттестация выпускников
Представляет предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится ».
Объект оценки
«В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта , которые конкретизируются в планируемых результатах»
(Примерная ООП)
Важно помнить, что личность (ученик или учитель), коллектив (ученический или педагогический), все образовательной учреждение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ объектом оценивания!
Мы оцениваем не ученика, учителя, коллектив ОУ, а их соответствие требованиям стандарта.
Система оценки планируемых результатов
Особенности оценки личностных результатов
Особенности оценки метапредметных результатов
Особенности оценки предметных результатов
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от среднего (полного) общего образованию к высшему.
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
оценку достижения планируемых результатов
Система оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС
Система оценки включает
предметных
метапредметных
личностных
оценку деятельности педагогов и школы
оценку результатов деятельности системы образования
24
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки
Внутренняя оценка
Внешняя оценка
- Стартовая диагностика
- текущая и тематическая оценка,
- портфолио,
- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
- промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
- государственная итоговая аттестация,
- независимая оценка качества образования,
- мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней ( осуществляются в соответствии со статьей №92 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Особенности оценки личностных результатов
Это оценка достижения планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования УУД.
Обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Объект – сформированность личностных УУД в трех блоках:
Основы гражданской идентичности
Самообразование и готовность к выбору направления профильного образования
Социальные компетенции
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.
Текущее оценивание личностных результатов возможно по направлениям:
Особенности оценки личностных результатов
В текущем учебном процессе оценка личностных результатов проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Именно в этом деле неоценимую помощь может оказать психологическая служба образовательного учреждения.
Однако только на школьных психологов данное оценивание оставлять нельзя. В нем должны участвовать все участники образовательного процесса – педагогический коллектив, коллектив учащихся, родители.
Особенности оценки метапредметных результатов
Эта область оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных:
в разделах программы формирования УУД:
«Регулятивные универсальные учебные действия»
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
«Познавательные универсальные учебные действия»
Особенности оценки метапредметных результатов
Основные объекты оценки:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции
- способность к сотрудничеству и коммуникации
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику
- способность и готовность к использованию ИКТ
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта .
Особенности оценки метапредметных результатов
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный проект выполняется в рамках одного или нескольких предметов
«Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету» (Примерная ООП).
Образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта:
содержание и направленность проекта (титул)
организация работы над проектом (план)
защита проекта (сроки, форма защиты)
критерии оценки проекта (общие и индивидуальные)
Особенности оценки метапредметных результатов
Основные требования к содержанию и направленности проекта
результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность
возможные типы работ и формы их представления
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты об исследованиях, стендовый доклад и др.)
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств)
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие
отчётные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты и пр.)
состав материалов для защиты проекта
продукт проектной деятельности
краткая пояснительная записка к проекту
краткий отзыв руководителя
Особенности оценки метапредметных результатов
Пояснительная записка к проекту
Объем - не более 1 страницы текста
Цель и назначение продукта
Краткое описание хода выполнения проекта
Краткое описание полученных результатов
Описание особенности конструкции (для конструкторских проектов)
Описание эффектов от реализации проекта (для социальных проектов)
Краткий отзыв руководителя проекта
Характеристика инициативности и самостоятельности учащегося
Характеристику ответственности учащегося (включая динамику отношения к выполняемой работе)
Характеристику исполнительской дисциплины учащегося
В случае заимствования чужого текста без указания ссылок на источник (плагиата) проект к защите не допускается!
Особенности оценки метапредметных результатов
Основные требования к организации проектной деятельности
обучающиеся сами выбирают тему проекта
обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации)
тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ)
план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта
требования, предъявляемые в конкретном ОУ
Особенности оценки метапредметных результатов
Критерии оценки проектной деятельности
Важно! Оценивается не продукт, а деятельность учащегося!
Примерная ООП предлагает 4 критерия оценки:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
3. Сформированность регулятивных действий
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерии оцениваются на 2-х уровнях
Базовый
Повышенный
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем
Знание предмета
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Регулятивные действия
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Коммуникация
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.
Особенности оценки предметных результатов
Основной объект оценки
НЕ УЧЕНИК!
Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием адекватных способов действий.
Система оценки предметных результатов освоения
предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Особенности оценки предметных результатов
Пять уровней описания достижений учащихся
Высокий
«Отлично», 5, «зачет»
Достаточно для продолжения образования на профильном уровне
Повышенный
«Хорошо», 4, «зачет»
Достаточно для продолжения образования на непрофильном уровне
«Удовлетворительно», 3, «зачет»
Базовый
Пониженный
«Неудовлетворительно», 2, «не зачет»
Освоено ½ «базы», значительные пробелы, низкая мотивация к обучению, необходимость специальной диагностики и целенаправленной помощи
Низкий
«Плохо», 1, «не зачет»
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.
В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В систему оценки предметных результатов входят:
- предметные учебные действия : показывать, описывать, приводить примеры, решать задачи, характеризовать, использовать, раскрывать, систематизировать, участвовать, объяснять, выявлять, высказывать и аргументировать, представлять и обосновывать.
- опорные знания по предметам, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат.
Оценка достижения предметных результатов
Система внутришкольного мониторинга
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений
- ведётся каждым учителем-предметником
- и отслеживается каждым учеником.
Фиксирует достижения учащихся с помощью:
Учитель
- оценочных листов,
- классных журналов,
- дневников учащихся
на бумажных или электронных носителях.
Ученик
Формирует «Портфель достижений»
Полем мониторинга служит вся урочная и внеурочная деятельность
Ученик
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.
В состав Портфеля достижений включаются:
результаты, достигнутые в ходе учебной деятельности:
рекомендованные учителем,
связанные с выбором профиля обучения;
результаты творческой активности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой);
результаты участия в олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках и пр.
Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.
Особенности итоговой аттестации учащихся
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации .
Одновременно с аттестатом учащемуся выдается характеристика , с учетом которой он принимается в старшие профильные классы:
отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.
Оценка результатов деятельности ОУ
Осуществляется:
в рамках аккредитации ОУ
в рамках аттестации педагогических кадров
на основе результатов итоговой оценки учащихся с учетом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки является также:
- текущая оценочная деятельность образовательного учреждения и педагогов,
- отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения при разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО относится:
1) описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;
2) адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию ;
3) адаптация (при необходимости — разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением;
4) адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики;
5) адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля
ФГОС: Оценка образовательных достижений
Состав комплекта пособий
1. Книга для учителя,
2. Раздаточные материалы
содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов
в виде тетради с двумя вариантами проверочной работы (для учащихся )
Состав комплекта пособий
1. Книга для учителя,
содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов
2. Раздаточные материалы
в виде тетради с двумя вариантами комплексной работы (для учащихся )