СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления на педсовете: "Современные методы профилактической работы с обучающимися "группы риска"."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

›Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: ›- учебная деятельность; ›- взаимоотношения со сверстниками; ›- взаимоотношения со взрослыми; ›- проведение свободного времени; ›- отношение к труду и профессиональная ориентация; ›- поведение и поступки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления на педсовете: "Современные методы профилактической работы с обучающимися "группы риска"."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова  с углубленным изучением английского языка» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым ________________________________________ Современные методы профилактической работы  Подготовила педагог - психолог, Исмаилова СаниеБедрединовна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова

с углубленным изучением английского языка» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

________________________________________

Современные методы профилактической работы

Подготовила

педагог - психолог,

Исмаилова СаниеБедрединовна

   Выявление учащихся «группы риска»   Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности: - учебная деятельность; - взаимоотношения со сверстниками; - взаимоотношения со взрослыми; - проведение свободного времени; - отношение к труду и профессиональная ориентация; - поведение и поступки.

Выявление учащихся «группы риска»  

  • Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
  • - учебная деятельность;
  • - взаимоотношения со сверстниками;
  • - взаимоотношения со взрослыми;
  • - проведение свободного времени;
  • - отношение к труду и профессиональная ориентация;
  • - поведение и поступки.
Группа риска это дети и/или их семьи, которые стоят на: на внутришкольной учете, учете в ОДН, учете в КДН; дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).

Группа риска

  • это дети и/или их семьи, которые стоят на:
  • на внутришкольной учете, учете в ОДН, учете в КДН;
  • дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).
Подбор методов профилактики Для подбора адекватных методов профилактики необходимы: Диагностическая беседа.  Психодиагностика.

Подбор методов профилактики

Для подбора адекватных методов профилактики необходимы:

  • Диагностическая беседа.
  • Психодиагностика.
Выбор методик диагностики Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы. Очень полезна книга Даниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»

Выбор методик диагностики

Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы.

Очень полезна книга Даниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»

Младшие школьники:   методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.) иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой. проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)

Младшие школьники:

  • методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)
  • иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.
  • проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)
Фильм-тест Рене Жиля Дети от 4 до 12 лет и их родители Позволяет установить быстрый контакт с ребенком Исследование социальной приспособленности ребенка. Выявляет конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка (в семье и в школе)

Фильм-тест Рене Жиля

  • Дети от 4 до 12 лет и их родители
  • Позволяет установить быстрый контакт с ребенком
  • Исследование социальной приспособленности ребенка.
  • Выявляет конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка (в семье и в школе)
Средняя и старшая школа: Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, диагностикиа типа акцентуации характера

Средняя и старшая школа:

  • Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, диагностикиа типа акцентуации характера "Чертова Дюжина" (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.)
  • Проективные методики –Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля (до 12 лет)
  • Исследование социально-психологического климата
  • Мотивация – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Профилактические занятия По результатам диагностики проводятся общие развивающие занятия: Тренинги по мотивации и адаптации Уроки доброты – формирование толерантности Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ. Профориентационные тренинги Тренинги подготовки к сдаче ОГЭ\ЕГЭ и т.д.

Профилактические занятия

По результатам диагностики проводятся общие развивающие занятия:

  • Тренинги по мотивации и адаптации
  • Уроки доброты – формирование толерантности
  • Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.
  • Профориентационные тренинги
  • Тренинги подготовки к сдаче ОГЭ\ЕГЭ и т.д.
Профилактические занятия либо специальные тренинги: Уверенность в себе Помощь при суицидальных тенденциях Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними и т.д.

Профилактические занятия

либо специальные тренинги:

  • Уверенность в себе
  • Помощь при суицидальных тенденциях
  • Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними и т.д.
Направления профилактической работы с детьми «группы риска» Дни профилактики Проведение тематических мероприятий Организация школьного театра Организация «Совета отцов».   Организация детей по клубам, кружкам, секциям.   Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни Создание условий для индивидуальной самореализации   Организация подросткового добровольнического движения   Работа с родителями.

Направления профилактической работы с детьми «группы риска»

  • Дни профилактики
  • Проведение тематических мероприятий
  • Организация школьного театра
  • Организация «Совета отцов».
  •   Организация детей по клубам, кружкам, секциям.
  •   Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни
  • Создание условий для индивидуальной самореализации
  •   Организация подросткового добровольнического движения
  •   Работа с родителями.
Дни профилактики Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.  Выступление педагога-психолога по тематике мероприятия

Дни профилактики

  • Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.
  • Выступление педагога-психолога по тематике мероприятия
Проведение тематических мероприятий День Психологии,  День Толерантности и т.д.  Обязательно привлечение к организации и участию детей, входящих в группу риска!

Проведение тематических мероприятий

  • День Психологии,
  • День Толерантности и т.д.

Обязательно привлечение к организации и участию детей, входящих в группу риска!

Организация «Совета отцов» Основной  целью  Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения,    обобщение  и распространение   опыта   успешных   семей,   способствующих   функционированию    и развитию общеобразовательного учреждения, содействие   в   планировании   и организации  профилактической работы с неблагополучными  семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.

Организация «Совета отцов»

  • Основной  целью  Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения,    обобщение  и распространение   опыта   успешных   семей,   способствующих   функционированию    и развитию общеобразовательного учреждения, содействие   в   планировании   и организации  профилактической работы с неблагополучными  семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.
Организация «Совета отцов» Задачами Совета отцов являются: - координация вопросов, относящихся к воспитанию детей;  - оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях;  - развитие школьного самоуправления;  - расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона;  - развитие материально-технической базы школы.

Организация «Совета отцов»

Задачами Совета отцов являются:

- координация вопросов, относящихся к воспитанию детей; - оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях; - развитие школьного самоуправления; - расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона; - развитие материально-технической базы школы.

Организация детей по клубам, кружкам, секциям. Направление отрицательно-заряженной энергии в положительное русло Закаливание характера

Организация детей по клубам, кружкам, секциям.

  • Направление отрицательно-заряженной энергии в положительное русло
  • Закаливание характера
 Социальная активность Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах.

Социальная активность

Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах.

Возможность самореализиции Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка

Возможность самореализиции

Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка

Просвещение педагога Учет жизненной ситуации ребенка Учет мотивации и потребностей ребенка. У трудных детей отрицательная направленность. Существует динамический стереотип (цепь реакций без участия сознания). Даже если ребенок дает обещание изменить поведение, срабатывает динамический стереотип. При разрушении отрицательной доминанты поведения и старого стереотипа, необходимо создавать новый стереотип.

Просвещение педагога

Учет жизненной ситуации ребенка

Учет мотивации и потребностей ребенка.

У трудных детей отрицательная направленность. Существует динамический стереотип (цепь реакций без участия сознания).

Даже если ребенок дает обещание изменить поведение, срабатывает динамический стереотип.

При разрушении отрицательной доминанты поведения и старого стереотипа, необходимо создавать новый стереотип.

Просвещение педагога Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе

Просвещение педагога

Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе

Переключить энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого
  • Переключить энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого
Организация подросткового добровольнического движения Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий, по сбору макулатуры, спасению бабочек от мороза и т.д.

Организация подросткового добровольнического движения

Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий, по сбору макулатуры, спасению бабочек от мороза и т.д.

Работа с родителями Просвещение (возрастные особенности, Я- и Ты-высказывания, техника активного слушания и т.п.)  Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)

Работа с родителями

  • Просвещение (возрастные особенности, Я- и Ты-высказывания, техника активного слушания и т.п.)
  • Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)
Конструктивный способ разрешения конфликтов Прояснение конфликтной ситуации . Сбор предложений. Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого. Детализация принятого решения. Выполнение решения, проверка.  Продуктивное разрешение конфликтов предполагает: Восприятие поиска решения как творческой задачи. Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.

Конструктивный способ разрешения конфликтов

  • Прояснение конфликтной ситуации .
  • Сбор предложений.
  • Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.
  • Детализация принятого решения.
  • Выполнение решения, проверка.

Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:

  • Восприятие поиска решения как творческой задачи.
  • Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.
Техника

Техника "я-высказывание"

передает другому человеку ваше  безоценочное  отношение к определенному предмету, событию, ситуации

Формула

Ситуация + Я - чувство + Объяснение

Алгоритм

Алгоритм "я-высказывания"

  • 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
  • 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
  • 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
  • 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
  • 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
 «Ты - высказывание»  / «Я - высказывание» (примеры) Ты никогда меня не слушаешь!  / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. Что ты все время разговариваешь параллельносо мной?  / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. Вечно ты хамишь!  / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

«Ты - высказывание»  / «Я - высказывание» (примеры)

  • Ты никогда меня не слушаешь!  / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
  • Что ты все время разговариваешь параллельносо мной?  / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
  • Вечно ты хамишь!  / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер) Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка  эмоциональная проблема , его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка  эмоциональная проблема , его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок  МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!  ДОЧЬ: Ну, мам, потом!  МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться…  ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная !

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок

  • МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате! ДОЧЬ: Ну, мам, потом! МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться… ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная !
Важные особенности и дополнительные правила Во-первых,  если вы хотите послушать ребенка, обязательно  повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы  его и ваши глаза находились на одном уровне .  Во-вторых , если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Важные особенности и дополнительные правила

  • Во-первых,  если вы хотите послушать ребенка, обязательно  повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы  его и ваши глаза находились на одном уровне
  • Во-вторых , если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Важные особенности и дополнительные правила В-третьих , очень важно в беседе  «держать паузу» (она помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом) В-четвертых , в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом  обозначить его чувство .

Важные особенности и дополнительные правила

  • В-третьих , очень важно в беседе  «держать паузу» (она помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом)
  • В-четвертых , в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом  обозначить его чувство .
Пример СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!  ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).  СЫН: Да, не хочу…  ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).

Пример

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). СЫН: Да, не хочу… ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).

Результаты активного слушания 1.  Исчезает  или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое. 2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать,  начинает рассказывать о себе все больше : тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы

Результаты активного слушания

  • 1.  Исчезает  или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  • 2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать,  начинает рассказывать о себе все больше : тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  • 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы
… Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней. ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!  МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.  ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!  МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…  ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.  МАМА: Ты скучаешь без меня.  ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.  МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.  МАМА: Было больно… (Пауза.)  ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!  МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.  ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…  МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

… Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть! МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят. ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше! МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой… ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают. МАМА: Ты скучаешь без меня. ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется. МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине. МАМА: Было больно… (Пауза.) ДОЧЬ: Больно, а тебя нет! МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела. ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти… МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Ещё два замечательных изменения Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.  Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. 

Ещё два замечательных изменения

  • Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.
  • Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. 
Спасибо!

Спасибо!