Взаимосвязь учителя начальных классов и логопеда в работе по преодолению нарушений устной речи обучающихся с ОВЗ
Презентацию выполнила
Минакова Анна Геннадьевна
учитель начальных классов
ОКОУ «Курская школа»
Моё педагогическое кредо:
Каждый ребенок талантлив! Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию. Учитель должен любить учеников, любить свой предмет и лишь, потом учить.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно .
Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.
Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Содержание работы по развитию речи умственно отсталых детей имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым .
Индивидуальное обучение ставит перед собой задачу создать каждому ребёнку оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов.
Если нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у умственно отсталого к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо.
Фонетические недостатки речи детей с ОВЗ затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.
Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.
Анализируя речевую деятельность учеников 2 класса, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения.
На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.
Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду и учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.
Специальные уроки по развитию устной речи включаются в учебный план школы для детей с нарушениями интеллекта. На таких уроках, называющихся « Речевая практика» и «Мир природы и человека», расширяется круг представлений младших школьников, создаётся необходимая основа для речевого развития, повышается уровень коммуникабельности учащихся. Это способствует не только формированию когнитивных процессов, но и повышению уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уроки Речевой практики начинаются с дыхательных и артикуляционных упражнений.
Чтение слоговых таблиц
Произнесение чистоговорок, скороговорок, коротких стишков.
На уроках активно использую речевые упражнения. Совместно в логопедами разработаны и опробованы на практике развивающие речевые игры для обогащения словарного запаса учащихся.
В методах обучения учащихся грамоте подчёркивается особая важность работы, направленной на правильную артикуляцию звуков, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сливать звуки в слоги и слова.
Для развития речи и осмысленного чтения использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом. Это весёлые рассказы и истории о животных, людях, временах года, смешные небылицы. И не просто истории, а тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками». А к ним забавные картинки и необычные задания.
Большие возможности для развития речи учащихся с особыми образовательными потребностями представляют на уроках-инсценировках.
Систематическое и правильно организованное вовлечение учащихся в различные досуговые мероприятия , развивают их познавательную активность и потребность в коммуникации.
Вся работа с учащимися должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей.
Использование интерактивных технологий формирует у учащихся умение и навыки, личностные ценности, создаёт атмосферу творческого взаимодействия. На практике часто применяю приёмы «Микрофон», «Так не так».При решении творческих задач использую «Мозговой штурм». При обсуждении сказок можно использовать приём «Толстые и тонкие вопросы».
Под влиянием школьного обучения, речь детей с ОВЗ начинает постепенно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается активный словарь, становится все более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении.
Спасибо за внимание!
Использованные ресурсы: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/217273-formirovanie-i-razvitie-rechi-obuchajuschihsj