СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Задание 1 ОГЭ. Способы сжатия текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о способах сжатия текста. Можно использовать при подготовке к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Задание 1 ОГЭ. Способы сжатия текста"»

Задание 1 ОГЭ Сжатое изложение содержания прослушанного текста

Задание 1 ОГЭ

Сжатое изложение содержания прослушанного текста

Сжатое изложение  – это письменный пересказ текста с использованием приёмов сжатия текста. Задача сжатого изложения – передать содержание текста кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст.   Формулировка задания:  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.   Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.  Объём изложения – не менее 70 слов*.  Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.  *Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.  Примерное время выполнения задания – 90 минут.
  • Сжатое изложение  – это письменный пересказ текста с использованием приёмов сжатия текста. Задача сжатого изложения – передать содержание текста кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст.
  •   Формулировка задания:  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.  Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов*. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. *Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. Примерное время выполнения задания – 90 минут.
Критерии оценивания изложения

Критерии оценивания изложения

Критерии оценивания изложения

Критерии оценивания изложения

Способы сжатия текста 1. Исключение.  При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст. Исключить можно: - вводные слова, - однородные члены предложения, - повторы, - риторические вопросы и восклицания, - однотипные примеры, - цитаты, - рассуждения, - описания, - детали, не влияющие на ход авторской мысли, - другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста. !!! Исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

Способы сжатия текста

  • 1. Исключение.
  • При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
  • Исключить можно:
  • - вводные слова,
  • - однородные члены предложения,
  • - повторы,
  • - риторические вопросы и восклицания,
  • - однотипные примеры,
  • - цитаты,
  • - рассуждения,
  • - описания,
  • - детали, не влияющие на ход авторской мысли,
  • - другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
  • !!! Исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
Способы сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ. При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства. Обобщению подлежат: - ряды предложений, связанных одной мыслью; - части сложного предложения; - парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения); !!! * Пример парцелляции:             Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.            Бессмысленный и тусклый свет.                                                            (А. Блок) - другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием). Пример обобщения. До : С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь? После  обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

Способы сжатия текста

  • ОБОБЩЕНИЕ.
  • При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
  • Обобщению подлежат:
  • - ряды предложений, связанных одной мыслью;
  • - части сложного предложения;
  • - парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
  • !!! * Пример парцелляции: 
  •            Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
  •            Бессмысленный и тусклый свет.
  •                                                            (А. Блок)
  • - другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
  • Пример обобщения.
  • До : С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
  • После  обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.
Способы сжатия текста ЗАМЕНА. Заменить можно: - однородные члены обобщающим словом, - сложное предложение простым, - несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием, - прямую речь косвенной, - часть предложения местоимением и т.д. Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом. Пример:  До:  Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего. После:  Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

Способы сжатия текста

ЗАМЕНА.

Заменить можно:

- однородные члены обобщающим словом,

- сложное предложение простым,

- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

- прямую речь косвенной,

- часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

  • Пример: 

До:  Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После:  Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

Сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим  пример , где показано обобщение и исключение. До:  У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний. После:  У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего
  • Сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим  пример , где показано обобщение и исключение.
  • До:  У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
  • Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
  • После:  У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего

Сократите текст до 75-80 слов

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.