Слайд 1.
На всех слайдах, кроме последнего, представлены задания, исходным материалом для которых послужил лингвистический текст учебника по русскому языку для 6 класса по теме «Источники фразеологизмов». В учебнике это традиционный сплошной текст. В начале знакомства с этим текстам обучающимся предлагается использовать просмотровое чтение, т.е. просмотреть текст, составить общее представление о нем.
В качестве задания, тренирующего/формирующего читательские умения первой группы (поиск информации и понимание прочитанного) предлагаю детям работу с вариантами планов текста.
Первая колонка содержит план, составленный в форме слов/словосочетаний. Вторая колонка пустая. Сюда обучающиеся будут записывать пункты плана того же самого текста, но уже составленные в форме вопросов, ответы на которые находятся в третьей колонке.
При работе над этим заданием шестиклассники анализируют, сопоставляют тексты, представленные в виде планов, которые являются вторичными, созданными на основе текста учебной статьи. Им надо классифицировать тексты в заданных рамках, соотнести информацию всех частей таблицы.
Слайд 2.
На втором слайде представлен результат групповой работы шестиклассников на уроке. Они получили задание на основе все того же текста составить схему или таблицу. Это задание относится к формирующим вторую группу читательских умений - преобразование и интерпретация информации. Такое задание получили две группы учеников. На слайде только одна схема. Вторая группа пошла по другому пути. Ребята попытались создать таблицу. На общем обсуждении был сделан вывод, что второй вариант получился менее удачным и отличался от исходного текста разве только наличием собственно таблицы
э в которую был вписан практически не измененный исходный текст. И пересказывать текст будет проще на основе именно представленной схемы. Она более наглядна.
При выполнении заданий подобного рода дети преобразуют информацию из одной знаковой системы в другую. При этом они структурируют текст, делают выводы и обобщают информацию. Конечно, для выполнения этого задания просмотрового чтения недостаточно. Требуется вникнуть в текст, увидеть, как соотносятся друг с другом его части, какие связи между ними можно выделить.
Слайд 3.
Третья группа читательских умений связана с осмыслением и оценкой текста. Дети получают созданный на основе первого текст, который содержит как верные утверждения, так и неверные. Задача - оценить достоверность информации. Обучающиеся должны обнаружить противоречия, содержащиеся в двух текстах. Такое задание можно видоизменить, предложив детям самим составить предложения подобного рода.
Слайд 4.
Необходимо соотнести содержание иноязычной пословицы, переведенной подстрочно, буквально, с имеющимися в запасе знаний поговорками русскими, увидеть переносное значение в первом случае и вспомнить подобное уже известное ученикам содержание в родном языке. Это задание направлено на формирование читательских умений четвертой группы -умений использовать информацию в соответствии со своими целями. С помощью сведений из этого текста дети получают новые знания, обогащают свой личностный опыт.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Задания на формирование читательской грамотности при изучении темы "Фразеология", 6 класс»
МОУ СОШ х. Клетский Среднеахтубинского района
Задания, направленные на развитие читательских умений при изучении темы «Фразеология» в 6 классе на уроках русского языка
Кучеренко Марина Ивановна
Русский язык, 6 класс. Тема «Источники фразеологизмов». Работа с лингвистическим текстом.
- Задание 1 . Составьте и запишите вопросительный план текста. Следите за тем, чтобы вопросы соответствовали формулировке плана в 1 графе таблицы, а в 3 графе содержался ответ на этот вопрос. Каким планом вы воспользуетесь для пересказа текста?
Происхождение фразеологизмов
Профессиональные
____________________
Фольклорные
2. __________________
По происхождению выделяют две группы фразеологизмов: собственно русские и заимствованные.
____________________
3.__________________
В результате переосмысления профессиональных выражений
Исторические
____________________
Из пословиц и поговорок
4.___________________
Литературные
_____________________
5.___________________
На основе исторических фактов, событий
_____________________
Из литературных произведений, в т.ч. из Библии
Задание 2. создайте схему, таблицу или другой графический вариант представления информации «Источники фразеологизмов»
Задание 3. Соответствуют ли высказывания прочитанному тексту? 1. Все фразеологизмы в русском языке являются заимствованными. 2. Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины. 3. Пословицы не могут быть источниками фразеологизмов. 4. Соль земли, манна небесная, нести свой крест, фома неверующий – эти фразеологизмы заимствованы из мифов разных народов. 5. Источник некоторых фразеологизмоВ – профессиональная речь.
Задание 4. Подберите русские пословицы, по смыслу равные иноязычным 1. Берегись молчащей собаки и тихой воды. 2. Не считай цыплят, пока не вылупились. 3. Ложись спать с ягненком, а вставай с жаворонком. 4. Ранняя птичка ловит червя. 5. Кто водится с волками, научится выть. 6. Трава всегда зеленее по ту сторону забора. 7. Кот в перчатках не поймает ни одной мыши