Проблема: «Организационно-педагогичекие условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Цель: Улучшение состояния здоровья и качества жизни детей
Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений, и только все вместе можем изменить ситуацию.
За последнее время появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана. Мы изучили и стали использовать в своей работе. Здоровьесберегающие технологии Базарного В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация поз – самая простая.
В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позы детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Мы используем первый вариант. Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого требовалось не мало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда это стало для них привычным, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.
Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов.
Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного воспитания повышается в условиях пространственного обзора. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного воспитания и развития сенсорно-моторных функций.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств мы используем зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
Есть несколько режимов выполнения данного тренажа. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет , снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, и развивает зрительно-ручную координацию.
Наряду с учебной деятельностью на уроках мы проводим коррекционно-воспитательную работу по предупреждению и сохранению здоровья первоклассников.
При изучении тем «Сравнение предметов и групп предметов», «числа от 1 до 10», «Многоугольники» мы устраиваем уроки математики на открытом пространстве. Для закрепления представлений о геометрических фигурах проводим такую физкультурную паузу: в четырех углах класса висят вырезанные из бумаги разных цветов круг, прямоугольник, квадрат и трапеция. Учитель называет эти фигуры в разном порядке дети встают, находят их глазами, поворачивая голову или весь корпус туловища. Эта работа им очень нравится.
А наша цель – поддержание интереса к учебе,
снижение утомляемости.
Физкультминутки на уроках
От правильной организации урока , уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности , возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др.
Нетрадиционные методы оздоровления в коррекционно-развивающем обучении
Педагоги нашей школы используют в свое работе динамические паузы для развития психических и сенсорных процессов общей моторики. Уроки ритмики и музыки помогают развивать ловкость, быстроту реакций, точность движений, а также осуществляют развитие представления воспитанников о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Творчески подходя к решению оздоровительных задач, педагоги применяют различные здоровьесберегающие технологии.
Кабинет лечебной физкультуры оборудован современными тренажерами, занятия на которых способствуют коррекции и компенсации нарушений физического развития.
Сказочной страной называют сенсорную комнату.
Сенсорная комната- это интерактивная среда, где каждый ребенок ощущает в полной безопасности, т.к. в ней не только исключаются стрессовые ситуации, но и как бы «отсекаются» любые привычные воздействия внешнего мира.
Попадая в такую среду, ребенок получает
возможность раскрепоститься, стать
самим собой.
Теневой театр
Работая много лет, мы убедились, что театр может все. Он учит, лечит и всесторонне развивает детей, развивает творческое мышление и воображение. Для этого педагоги школы используют элементы теневого театра. Занимаясь этой работой мы обнаружили, что сопровождение действия речью усиливает психотерапевтические эффекты.
Сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило улучшать физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья.