По горизонтали: 1. Крупный остров, примыкающий к Апеннинскому полуострову. 2. Фигура, в виде которой римляне строили военный лагерь. 3. Награда воину, который первым взобрался на вражескую стену. 4. Право народного трибуна отменить решение Сената. 5. Бог войны и хранитель Рима. 6. Последний римский царь. 7. В IV веке до нашей эры они стали полноправными гражданами Рима. 8. Горы на севере Италии. По вертикали: 1. Река, на левом берегу которой жило племя латинов. 2. Один из двух правителей Рима в условиях республики. 3. Здесь был решен исход войны Рима с Карфагеном. 4. Главная площадь Рима. 5. Римское войско в пять тысяч человек. 6. Автор фразы: «Карфаген должен быть разрушен!» 7. Враги Рима, сражавшиеся в войске Ганнибала. 8. Один из органов власти в древнейшем Риме.
Тема урока:
Закон,
Братьев,
Гракхов, Земельный
Тема урока:
« Земельный закон
братьев
Гракхов»
План:
- Причины гражданской войны в Риме
- Земельный закон братьев Гракхов
После того, как римляне установили свою власть в средиземноморье, в самом государстве вспыхнула вражда между различными группами населения. В Риме началась эпоха гражданских войн. Их первой жертвой стал Тиберий Семпроний Гракх, выступавший
в защиту земледельцев Италии.
Римские имена
Стр. 245
Каковы же
причины
разорения
земледельцев?
Факт 1.
Вернулся римский легионер в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки в Рим.
Факт 2.
Не все земледельцы сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку.
Факт 3.
Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать земледельцев на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешевле, поэтому земледельцы разорялись.
Причины разорения
земледельцев
- Длительные заморские походы
- Обработка земли и выпас скота стоили дорого
- Не было сбыта товара, производимого крестьянами
- Приток массы рабов
Пункт 3, стр. 244. Принятие земельного закона
Выяснить какой закон предложил Тиберий Гракх
133 г. до н.э. принятие земельного закона
Тиберий Гракх.
« Даже дикие звери имеют норы и логова,
а у тех, кто сражался и умирал за Рим –
нет ничего, кроме воздуха и света…»
Принятие земельного закона.
1.Каждому владельцу
разрешается иметь не более
500 югеров земли.
Если у него есть сыновья, то
на каждого сына приходится по
250 югеров, но на каждую семью
не может приходиться больше
1000югеров земли(250 гектаров)
Принятие земельного закона.
2.Излишки государственной
земли должны быть переданы в
казну и из них нарезаются участки
по 30 югеров бедным
гражданам в наследственную аренду.
Продажа этих участков
категорически запрещается.
Принятие земельного закона.
3. Для проведения реформы
создается специальная комиссия из
3-х человек, избираемая
Народным собранием сроком на 1 год
с правом последующего
переизбрания.
ТИБЕРИЙ ГРАКХ
Принятие земельного закона.
В Сенате Тиберий не нашёл
поддержки, так как сенаторы
уговорили другого народного
трибуна, Октавия, сорвать
замысел Тиберия. Октавий
использовал право вето и
запретил голосовать
за этот закон. Но Тиберий
обратился со словами к Собранию
Принятие земельного закона.
« Может ли трибун,
действующий
во вред народу, оставаться
в своей должности?»
Граждане проголосовали
против Октавия
и лишили его звания трибуна
Принятие земельного закона.
- Цель реформ братьев Гракхов?
- На кого опирались Гракхи?
- Кто им противостоял?
- С какой проблемой столкнулось древнеримское государство?
Гибель Тиберия.
Братья Гракхи.
Подведём итог урока.
- Возвращался легионер после долго отсутствия и видел…..
- Для потерявших бедняков своё имущество была одна дорога в …..
- Заступником бедняков выступил …
- Земельный закон был принят в …..
- Переделом земли руководил Тиберий, а помогал ему во всём его младший брат ….
Выберите фразу:
Я узнал (а)
Я понял (а)
Я хочу…
Мне кажется….
Домашнее задание.
Параграф 50, составить по параграфу 10 вопросов, в тетрадь записать
вопрос-ответ