Буква «Е»
Письмо строчной и заглавной буквы Е, е
1 класс
Цель: познакомить учащихся со звуками [э], [й’э], их характеристиками и способами их обозначения на письме с помощью буквы Е, е.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебник: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /[В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина].М. Просвещение, 2011.
Актуализация
— Ребята, я начну предложения, а вам их нужно будет продолжить.
— Согласные звуки бывают… (твёрдыми, мягкими, парными, непарными, звонкими, глухими).
Актуализация
— Гласные звуки бывают... (ударными и безударными).
а, о, у, ы, и
Актуализация
— Звуки мы слышим и ...(произносим).
— Буквы мы видим и… (пишем).
— Для обозначения твёрдости согласного звука служат гласные...(а, о, у, ы).
— Для обозначения мягкости согласного звука служит гласная... (и).
- Куда отправился зайчик?
- Кого он увидел на ёлочке?
- Как зайчик помог белочке?
- Кого он встретил на поляне?
- Что он подарил ёжику?
- Кто ждал зайчика дома?
- Как встретили зайчика зайчата?
- Что зайчик принёс зайчатам?
Актуализация
— Ребята, предлагаю вам с Гришей вспомнить, с каким звуком вы познакомились на прошлом уроке. И поиграть в игру «Верю-не верю». Если вы верите, поднимайте руку.
— Буква «В» обозначает согласный звук (верно).
— Буква «В» может обозначать как твердый, так и мягкий звук (верно).
— Буква «В» всегда обозначает глухой звук (неверно).
— В слове «винт» буква «В» обозначает твёрдый звук (неверно).
— В слове «Вова» только одна буква «В» (неверно).
Самоопределение
— Гриша решил участвовать в школьном конкурсе песен. Пока Гриша репетировал, Ма и Соня решили его поддержать и испечь кексы с ежевикой. И они отправились… А вот куда они отправились, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
— Чтобы войти в лес, Ма и Соня должны выполнить первое задание . Им нужно составить схему слова «лес».
— Какой первый звук мы слышим [л’], это какой звук? (Согласный, мягкий, звонкий, непарный).
— Второй звук какой? ([э] — гласный).
— Дайте характеристику третьего звука ([с] — согласный, твёрдый, парный, глухой).
— Давайте посмотрим, что получилось у Ма и Сони.
Л ? С
Самоопределение
— Назовите первый звук [л’] какой буквой мы его обозначим? («л»).
— Назовите второй звук [э], какой буквой его обозначим (Обозначаем проблему)
— Назовите третий звук [с], какой буквой его обозначим? («с»).
— Ребята, у нас возникла проблемная ситуация: мы не знаем, какую букву писать. Букву «э» нельзя, получится [лэс], такого слова нет. Значит, будем разбираться вместе.
Е
Открытие новых знаний
— Буква «Е» обозначена красным цветом, потому что она обозначает гласный звук. Обратите внимание, буква «Е» может обозначать не только один гласный звук, но и два звука. Одни из которых мягкий согласный [й’].
Л Е С
Открытие новых знаний
— Давайте восстановим слово «лес». Сколько звуков буква «Е» дает в том слове? Как буква повлияла на первый согласный звук?
Открытие новых знаний
— Ма и Соня зашли в лес и увидели ежевику, но для того, чтобы ягоды сорвать, им нужно это слово написать. Для начала составим схему слова «ежевика».
Проверка
Открытие новых знаний
— На ежевике появилась буква «Е».
— А почему их 4?
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Рефлексия
— Какое у вас настроение?
— Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек/карандашей разного цвета. Поднимите вверх предмет нужного цвета. Желтая фишка настроение отличное, зелёная — хорошее, синяя — грустное.