Фортепианное творчество композиторов-романтиков
Романтизм в фортепианной музыке
- Романтизм -художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII - начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам.
- Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х годах XIX века, обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Л. Бетховена). В инструментальной музыке на смену классическому сонатному циклу приходит сочетание сонатного цикла и вариационности, большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием.
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828)
Австрийский композитор.
Создатель фортепианной миниатюры, инструментального ансамбля. Фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-1856)
Немецкий композитор и музыкальный критик.Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций.
Романтизм во Франции
- В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого романтизма , а Париж - его духовным центром. В Париже концентрировалась культурная, в том числе и музыкальная жизнь Европы. Творчество крупнейшего композитора, реформатора симфонического оркестра Г. Берлиоза привело к дальнейшему развитию романтизма - в произведениях К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома и др.
СЕН-САНС (Saint-Saens) Камиль (1835-1921)
Французский композитор, пианист, музыкальный критик. Один из организаторов Национального музыкального общества (1871).
5 концертов для фортепиано ,фантазия для инструментального ансамбля «Карнавал животных».
Романтизм. Национальные европейские школы
- Национальные европейские школы также внесли свой значительный вклад в обогащение традиций романтизма. Среди известнейших европейских композиторов-романтиков:
- Ф. Лист (Венгрия),
- Ф. Шопен (Польша),
- Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти (Италия),
- Э. Григ (Норвегия),
- К. Нильсен (Дания),
- Я. Сибелиус (Финляндия),
- Э. Элгар (Великобритания),
- А. Дворжак и Б. Сметана (Чехия),
- М. де Фалья и Э. Гранадос (Испания).
- В русской музыке черты романтизма прослеживаются
у М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова,
А. Н. Скрябина.
ЛИСТ (Liszt) Ференц Венгрия (1811-1886)
Венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения). Возглавлял веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу).
2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано.
ШОПЕН (Chopin) Фридерик Польша (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж)
Польский композитор и пианист.
Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни.
ГРИГ Эдвард Норвегия (1843-1907)
Норвежский композитор, пианист, дирижер. Крупнейший представитель национальной композиторской школы, ярко претворивший в своих сочинениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
2 сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1896), Концерт для фортепьяно с оркестром (1868), «Лирические пьесы» для фортепьяно (10 тетрадей, 1867-1901).
Поздний романтизм
- Поздний романтизм характеризуется дальнейшим развитием экспрессивности, утонченности, эмоциональной выразительности. Это в свою очередь предопределило появление в европейской музыке новых течений - импрессионизма и экспрессионизма.