Открытый конкурс проектов и учебно-исследовательских работ
«Юный исследователь»
Секция биология
Тема: Наши друзья - пчелы
Автор работы: Есмаганбетова Алина место выполнения: МОУ «СОШ № 31» г.Магнитогорска Научный руководитель: Пастухова Ирина Ильинична
Гипотеза
- Гипотеза: если тщательно изучить нужную информацию о пчелах, проанализировать и обобщить необходимые факты о изучаемых насекомых, то можно не только пополнить и расширить знания о них, но и развить творческие способности и способности к самостоятельному труду.
- Например:
- Устойчивое выражение «Работать, как пчела».
Цель работы -
- Выяснить значение пчел в жизни человека
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая ПЧЕЛА.
Задачи:
- - Знания о насекомом – пчела, местах ее обитания, жизнедеятельности.
- - Знание о роли пчел в природе и для человека.
- - Участие в исследовательской деятельности.
- - Знание о полезных свойствах мёда.
- - Применение мёда в медицине, кулинарии, косметологии.
«Жизнь пчёл похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется водой». Карл Фриш
Продуктами пчелопроизводства являются: - воск - прополис - мёд - перга
Пчелу без сомнения можно назвать одним из самых известных и самых уважаемых насекомых. Во-первых, пчёла — единственное насекомые, дающие человеку полезную и вкусную пищу - мёд. А во-вторых, с древних времён пор пчела служит символом трудолюбия.
Пчёлы были известны человеку с давних пор. Например, в Испании найдено изображение человека каменного века, добывающего пчелиный мёд. Охотник за медом диких пчел за работой (наскальный рисунок из пещер в Ла Аранас, Восточная Испания)
Характеристика пчелы: (Научная классификация)
- Царство: животные
- Тип: Членистоногие
- Класс: Насекомые
- Отряд: Перепончатокрылые
- Семейство: Пчелы настоящие
- Род: Медоносные пчелы
- Вид: Медоносная пчела
Несмотря на столь впечатляющие размеры, это настоящая единая семья - потомство одной единственной самки. Пчелиная матка откладывает яйца.
Развитие пчёл зависит от того, куда будут положены яйца. Если яйца снесены в пчелиные ячейки, из них разовьются рабочие пчёлы, если в маточники – матки, если в трутневые ячейки - трутни. Этапы развития пчел
Воск Воск, который вырабатывают пчёлы — уникальный материал! Воск в качестве составляющего входит в лекарства, крем для обуви, косметические средства. Благодаря воску мы многое узнали о древней истории человечества, так как, до изобретения бумаги многие народы писали на покрытых воском дощечках.
Пыльца На ногах у пчелы есть золотисто-жёлтые волоски-щёточки, которыми она обметает всё свое тело. Из этих щёточек пыльца перемещается в особые приспособления на задних ногах — корзиночки. В этих корзиночках постепенно собирается комочек пыльцы - обножка.
Перга В улье обножка сбрасывается в восковую ячейку. Пчёлы-работницы утрамбовывают её. Пыльца заливается слоем меда, чтобы не портилась. Через некоторое время здесь образуется особый продукт — перга.
Медосбор Гибкий пчелиный хоботок погружается в нектарник цветка и высасывает сладкую жидкость, которая в зобике пчелы подвергается сложной биохимической обработке.
Следующая стадия процесса производства мёда продолжается уже в улье. Здесь у пчелы-сборщицы каплю собранного нектара забирает пчела-приёмщица. Она проглатывает и выделяет, и снова проглатывает и выделяет каплю нектара, и так до ста сорока раз. Состав капли постоянно меняется.
И наконец, приёмщица опускает полученный продукт в ячейку. Но мёд ли это? Нет, в капле ещё, очень много воды, примерно 70-80 %. Для удаления этого избытка влаги, пчёлы переносят каплю из одной ячейки в другую ячейку, сушат её усиленной работой своих крылышек. Капля постепенно густеет и становится мёдом, в составе которого насчитывается более ста различных химических веществ.
Пчелиные «разговоры» Пчёлы могут вести друг с другом “разговоры”. Они общаются между собой с помощью запахов, звуков и танцев. Пчела, нашедшая богатый источник пищи, возвращается домой и начинает танцевать — выполняет серию движений. Другие пчёлы наблюдают за “солисткой” и начинают повторять её танец. Фигуры пчелиного танца показывают куда надо лететь и на какое расстояние.
ВЫВОД Таким образом, я прихожу к выводу, что пчелы являются одним из важнейших составляющих в системе насекомых. А также играют большую роль в жизни человека и человечества в целом, поскольку из продуктов жизнедеятельности пчел человек производит множество необходимых продуктов. Даже в искусстве авторы нередко указывают пчел как главных героев своих произведений. О пчелах поют песни, пчелы становятся главными героями мультфильмов и картин. Пчелы учат нас трудолюбию и тесным взаимоотношениям в коллективе. Считаю, что мой проект помог мне узнать о этих прекрасных насекомых много интересного.