Конфессиональная политика великих князей литовских
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ЛИТОВСКИЕ
В кон. 12 – нач. 13 вв. заметную активность начинает проявлять Литва, в своих набегах на Волынскую, Смоленскую, Псковскую земли, беспрепятственно проходившая Западную Русь. Мелкие и слабые княжения Полоцкой и Туровской земель оказались бессильны противостоять ее вторжениям, и, вероятно, пропускали Литву через свои территории, с тем условием, чтобы она грабила больше их соседей, оставляя в покое Западную Русь.
Положение западнорусских земель еще более осложнилось после нашествия на Северо-Восточную и Южную Русь татаро-монгол (1237 – 1240 гг. ), превратившихся в реальную угрозу и для предков белорусов. Их нашествие совпало по времени с объединением в единый Ливонский орден (1237 г.) двух, ранее утвердившихся в Прибалтике, немецких орденов: Меченосцев (1202 г.) и Тевтонов (1230 г.), вскоре обрушившихся всей своей военной мощью на литовцев и Западную Русь.
Страшная угроза со стороны татаро-монгол и немцев вызвала образование в середине 13 ст. в Верхнем Понеманье нового государства: Великого княжества Литовского, которое выступило в качестве организационного центра в борьбе с новыми врагами, смертельно опасными для Литвы и Западной Руси. Столицей этого государства стал Новогрудок. Первоначально в границы ВКЛ вошли: Гродно, Волковыск, Слоним, Здитов, расположенные поблизости от Немана. Тогда между литвой и русским населением отмеченного региона сложились отчасти взаимовыгодные отношения: в противостоянии крестоносцам литва была заинтересована в русской помощи, а русские остро нуждались в ней для того, чтобы не попасть под татаро-монгольский гнет. (В.Л. Насевiч. Пачаткi Вялiкага княства Лiтоýскага: падзеi i асобы. Мн., 1993. С. 60).
Такой симбиоз был выгоден с точки зрения чисто политической (в виду внешней опасности), но с точки зрения перспектив дальнейшего развития в Западной Руси церковной жизни он желал много лучшего. Сразу же, выйдя на первые роли в новом государстве, Великие литовские князья мало заботились о том, как протекала в нем церковная жизнь. Больше для видимости покровительствуя православным подданным (с целью удержания власти), они, как показало развитие событий в последующем, проводили политику далекую от интересов Церкви.
Следует отметить, что в основном, вплоть до Ягайло (1377 – 1434 гг.), Великие князья Литовские держались язычества. Ярким примером тому может служить Миндовг (ок. 1230 – 1263 гг.) Если верить сообщению Густынской летописи (17 в.), в 1246 г. в Новогрудке он принял “веру христианскую от востока со многими своими бояры” (Макарий. Т.III. С. 82), руководствуясь при этом исключительно политическими соображениями, в основе которых лежало его стремление вокняжиться в древнерусском Новогрудке. После того, как соперник Миндовга литовский князь Товтивилл (+ 1263) сидевший в Полоцке, прибыл в Ригу и перешел там в латинство, напуганный угрозой, исходившей от Ливонского ордена, Миндовг в 1252 г. также обращается в римо-католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев, в 1260 г. он возвращается в язычество, которого по существу никогда не оставлял. Подобные “шатания” не могли оказывать благоприятное воздействие на состояние церковной жизни в ВКЛ.
Иначе вел себя сын Миндовга -- Войшелк (1264 – 1268 гг.), к сожалению, княживший не долго. По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить, неудавшееся правда, паломничество на Святую гору (вероятно Афон). Вернувшись из паломничества, Войшелк основал “на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ” монастырь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859). Не исключено, что этим монастырем была Св. Успенская Лавришевская обитель, открытая в 13 ст. (Н.Н. Улащик. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985. С. 168). С конца 13 – нач. 14 в. сохранилось Лавришевское Евангелие-апракос, представляющее собою наиболее изученный памятник ранней западнорусской письменности. Со смертью Войшелка (1268 г.), в Литве и западнорусских землях возросла политическая нестабильность. В 1270 – 1282 гг. в Новогрудке княжил Тройден. В 1274 г. войско Тройдена захватило в первый день Св. Пасхи г. Дрогичин “и перебили там всех от мала до велика”. В отместку за это, в 70-е гг. 13 ст., в направлении Новогрудка, по почину галицко-волынских князей, было осуществлено несколько татарских вторжений, которые несли разорение местному обществу.
Занимавшие великокняжеский стол после Миндовга и Тройдена: Витень (1293 – 1316 гг.), Гедимин (1316 – 1341 гг.), Ольгерд (1345 – 1377 гг.), Кейстут (+ 1381 г.), как и подавляющее большинство их соплеменников, оставались приверженцами идолопоклонничества. Об этом хорошо были осведомлены в соседней с ВКЛ Московской Руси. Поэтому не случайно один из великих князей Явнут (1342 – 1345 гг.), свергнутый с престола братьями: Ольгердом и Кейстутом, бежав в Москву, принял там святое крещение с именем Иоанн. Крестилась и прибывшая с ним дружина.
После разорения в 1240 году Киева татаро-монголами, митрополиты Киевские вынуждены были покинуть западно-русские земли и вместе с этим свой кафедральный город, и поселиться в относительно безопасном месте в северо- восточной Руси. Первоначально это были города Владимир-на-Клязьме, Переяславль- Залесский а затем – Москва.
До Кревской унии в Великом княжестве Литовском существовали две разновеликие территории, различающиеся в религиозном отношении: северо-запад государства сохранял традиционное язычество , а другая часть государства была крещена в православие ещё в период Киевской Руси . После Кревской унии началось активное распространение католичества , пользовавшегося поддержкой центральной власти. С середины XVI века под влиянием Реформации в Великом княжестве Литовском распространялись протестантские идеи , широко воспринятые в среде магнатерии . В 1596 году была заключена Брестская церковная уния , в результате которой часть православных признала власть папы римского и оформилась в особую католическую церковь, придерживающуюся византийского обряда и известную как униатство . Среди нехристианских религий в Великом княжестве Литовском были наиболее распространены иудаизм и ислам , впервые зафиксированные здесь в XIV веке.
Ислам ( суннитского толка ) в Великом княжестве Литовском исповедовало татарское население , впервые появившееся на этих землях, вероятно, в XIII веке — однако в то время татары ещё придерживались языческих традиций. Массовое проникновение татар-мусульман началось в конце XIV века, когда они были приглашены на военную службу великим князем литовским Витовтом. В XV—XVI столетиях крупные татарские общины существовали в сёлах Лукишки и Сорок Татар около Вильны, Некрашунцах около Вороново , Троках, Новогрудке и ряде местечек. Татарские приходы ( джамааты ) формировались вокруг мечетей и возглавлялись муллами , которые, кроме религиозных, осуществляли также судебно-административные функции, вели метрики. На службу верующие созывались муэдзинами , которые также читали молитвы. Некоторые судебные функции принадлежали кади , бывшему главным исламским судьёй Великого княжества Литовского. Всего в XVI—XVIII веках на территории государства действовало около 20 мечетей [20] .
Богослужение велось на арабском языке , тогда как проповеди читались по-тюркски , а позднее и на местном наречии. В XVI—XVIII веках некоторые татарские религиозные книги писались арабским письмом на западнорусском и польском языках. Муллы обычно были не местного происхождения, а прибывали из Орды или Крыма , некоторые проходили обучение в Турции [20] .
В 1569 году, на Люблинском сейме, были подтверждены права татар на строительство мечетей и подготовку духовенства заграницей. Для ограничения влияния Османской империи на литовских татар в 1672 году король Ян Собесский запретил им исполнять фетвы османского султана, одновременно являвшегося халифом — духовным лидером мусульман [20] .