СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презинтация за 7класс на тему Конфессиональная политика князей литовских

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презинтация по истории Беларуси

Просмотр содержимого документа
«Презинтация за 7класс на тему Конфессиональная политика князей литовских»

     Конфессиональная политика великих князей литовских

Конфессиональная политика великих князей литовских

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ЛИТОВСКИЕ

В кон. 12 – нач. 13 вв. заметную активность начинает проявлять Литва,  в своих набегах на Волынскую, Смоленскую, Псковскую земли, беспрепятственно проходившая Западную Русь. Мелкие и слабые княжения Полоцкой и Туровской земель оказались бессильны противостоять ее вторжениям, и, вероятно, пропускали Литву через свои территории, с тем условием, чтобы она грабила больше их соседей, оставляя в покое Западную Русь.

Положение западнорусских земель еще более осложнилось после нашествия на Северо-Восточную и Южную Русь татаро-монгол (1237 – 1240 гг. ), превратившихся в реальную угрозу  и для предков белорусов. Их нашествие совпало по времени с объединением в единый Ливонский орден (1237 г.) двух, ранее утвердившихся в Прибалтике, немецких орденов: Меченосцев (1202 г.) и Тевтонов (1230 г.), вскоре обрушившихся всей своей военной мощью на литовцев и Западную Русь.

Страшная угроза со стороны татаро-монгол и немцев вызвала образование в середине 13 ст. в Верхнем Понеманье нового государства: Великого княжества Литовского, которое выступило в качестве организационного центра в борьбе с новыми врагами, смертельно опасными для Литвы и Западной Руси.  Столицей этого государства стал Новогрудок. Первоначально в границы ВКЛ вошли: Гродно, Волковыск, Слоним, Здитов, расположенные поблизости от Немана. Тогда между литвой и русским населением отмеченного региона сложились отчасти взаимовыгодные отношения: в противостоянии крестоносцам литва была заинтересована в русской помощи, а русские остро нуждались в ней для того, чтобы не попасть под татаро-монгольский гнет. (В.Л. Насевiч. Пачаткi Вялiкага княства Лiтоýскага: падзеi i асобы. Мн., 1993. С. 60).

Такой симбиоз был выгоден с точки зрения чисто политической (в виду внешней опасности), но с точки зрения перспектив дальнейшего развития в Западной Руси церковной жизни он желал много лучшего. Сразу же, выйдя на первые роли в новом государстве, Великие литовские князья мало заботились о том, как протекала в нем церковная жизнь. Больше для видимости покровительствуя православным подданным (с целью удержания власти), они, как показало развитие событий в последующем, проводили политику далекую от интересов Церкви.

Следует отметить, что в основном, вплоть до Ягайло (1377 – 1434 гг.), Великие князья Литовские держались язычества. Ярким примером тому может служить Миндовг (ок. 1230 – 1263 гг.) Если верить сообщению Густынской летописи (17 в.), в 1246 г. в Новогрудке он принял “веру христианскую от востока со многими своими бояры” (Макарий. Т.III. С. 82), руководствуясь при этом исключительно политическими соображениями, в основе которых лежало его стремление вокняжиться в древнерусском Новогрудке. После того, как соперник Миндовга литовский князь Товтивилл (+ 1263) сидевший в Полоцке, прибыл в Ригу и перешел там в латинство, напуганный угрозой, исходившей от Ливонского ордена, Миндовг в 1252 г. также обращается в римо-католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев, в 1260 г. он возвращается в язычество, которого по существу никогда не оставлял. Подобные “шатания” не могли  оказывать благоприятное воздействие на состояние церковной жизни в ВКЛ.

Иначе вел себя сын Миндовга --  Войшелк (1264 – 1268 гг.), к сожалению, княживший не долго.  По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить, неудавшееся правда, паломничество на Святую гору (вероятно Афон). Вернувшись из паломничества, Войшелк основал “на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ” монастырь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859). Не исключено, что этим монастырем была Св. Успенская Лавришевская обитель, открытая в 13 ст. (Н.Н. Улащик. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985. С. 168).  С конца 13 – нач. 14 в. сохранилось Лавришевское    Евангелие-апракос, представляющее собою наиболее изученный памятник ранней западнорусской письменности. Со смертью Войшелка (1268 г.), в Литве и западнорусских землях возросла политическая нестабильность. В 1270 – 1282 гг. в Новогрудке княжил Тройден. В 1274 г. войско Тройдена захватило в первый день Св. Пасхи г. Дрогичин “и перебили там всех от мала до велика”. В отместку за это, в 70-е гг. 13 ст., в направлении Новогрудка, по почину галицко-волынских князей, было осуществлено несколько татарских вторжений, которые несли разорение местному обществу.

Занимавшие великокняжеский стол после Миндовга и Тройдена: Витень (1293 – 1316 гг.), Гедимин (1316 – 1341 гг.), Ольгерд (1345 – 1377 гг.), Кейстут (+ 1381 г.), как и подавляющее большинство их соплеменников, оставались приверженцами идолопоклонничества. Об этом хорошо были осведомлены в соседней с ВКЛ Московской Руси. Поэтому не случайно один из великих князей Явнут (1342 – 1345 гг.), свергнутый с престола братьями: Ольгердом и Кейстутом, бежав в Москву, принял там святое крещение с именем Иоанн. Крестилась и прибывшая с ним дружина.

После разорения в 1240 году  Киева татаро-монголами, митрополиты Киевские вынуждены были покинуть западно-русские земли и вместе с этим свой кафедральный город, и поселиться в относительно безопасном месте в северо- восточной Руси. Первоначально это были города Владимир-на-Клязьме, Переяславль- Залесский а затем – Москва.

До  Кревской унии  в Великом княжестве Литовском существовали две разновеликие территории, различающиеся в религиозном отношении: северо-запад государства сохранял традиционное  язычество , а другая часть государства была крещена в  православие  ещё в период  Киевской Руси . После Кревской унии началось активное распространение  католичества , пользовавшегося поддержкой центральной власти. С середины XVI века под влиянием  Реформации  в Великом княжестве Литовском распространялись  протестантские идеи , широко воспринятые в среде  магнатерии . В 1596 году была заключена  Брестская церковная уния , в результате которой часть православных признала власть папы римского и оформилась в особую католическую церковь, придерживающуюся  византийского обряда  и известную как  униатство . Среди нехристианских религий в Великом княжестве Литовском были наиболее распространены  иудаизм  и  ислам , впервые зафиксированные здесь в XIV веке.

До  Кревской унии  в Великом княжестве Литовском существовали две разновеликие территории, различающиеся в религиозном отношении: северо-запад государства сохранял традиционное  язычество , а другая часть государства была крещена в  православие  ещё в период  Киевской Руси . После Кревской унии началось активное распространение  католичества , пользовавшегося поддержкой центральной власти. С середины XVI века под влиянием  Реформации  в Великом княжестве Литовском распространялись  протестантские идеи , широко воспринятые в среде  магнатерии . В 1596 году была заключена  Брестская церковная уния , в результате которой часть православных признала власть папы римского и оформилась в особую католическую церковь, придерживающуюся  византийского обряда  и известную как  униатство . Среди нехристианских религий в Великом княжестве Литовском были наиболее распространены  иудаизм  и  ислам , впервые зафиксированные здесь в XIV веке.

Ислам ( суннитского толка ) в Великом княжестве Литовском исповедовало  татарское население , впервые появившееся на этих землях, вероятно, в XIII веке — однако в то время татары ещё придерживались языческих традиций. Массовое проникновение татар-мусульман началось в конце XIV века, когда они были приглашены на военную службу великим князем литовским Витовтом. В XV—XVI столетиях крупные татарские общины существовали в сёлах Лукишки и Сорок Татар около Вильны, Некрашунцах около  Вороново , Троках, Новогрудке и ряде местечек. Татарские приходы ( джамааты ) формировались вокруг  мечетей  и возглавлялись  муллами , которые, кроме религиозных, осуществляли также судебно-административные функции, вели метрики. На службу верующие созывались  муэдзинами , которые также читали молитвы. Некоторые судебные функции принадлежали  кади , бывшему главным исламским судьёй Великого княжества Литовского. Всего в XVI—XVIII веках на территории государства действовало около 20 мечетей [20] .

Богослужение велось на  арабском языке , тогда как проповеди читались  по-тюркски , а позднее и на местном наречии. В XVI—XVIII веках некоторые татарские религиозные книги писались  арабским письмом  на западнорусском и польском языках. Муллы обычно были не местного происхождения, а прибывали из  Орды  или  Крыма , некоторые проходили обучение в  Турции [20] .

В 1569 году, на Люблинском сейме, были подтверждены права татар на строительство мечетей и подготовку духовенства заграницей. Для ограничения влияния  Османской империи  на литовских татар в 1672 году король  Ян Собесский  запретил им исполнять  фетвы  османского султана, одновременно являвшегося  халифом  — духовным лидером мусульман [20] .