СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая и косвенная речь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прямая и косвенная речь»

Прямая и косвенная речь

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Прямая речь»; закрепление умения перестраивать предложения с прямой речью в косвенную; закрепление навыков правописания.

Ход урока

I. Работа по теме урока

- Дайте определение прямой речи.

- От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи?

- Отразите это в схемах.

• «П», -а. «П?»-а. «П...»-а.

• А: «П». А: «П!». А: «П?». А: «П...»

• «П, - а, - П». «П, - а: -П».

• «П, - а. -П». «П! - а. - П».

• А: «П»,-а. А: «П!» -а, А: «П!» -а.

1. Анализ текста.

1) Павел подошёл к двери, толкнув её рукой, спросил: «Кто там?» 2) Он (Рыбин) густо и громко сказал: «Здравствуйте, Ниловна!» 3) «Только разум освободит человека», - твёрдо сказал Павел. 4) «Ух, смело говорит», - толкнув мать в плечо, сказал высокий, кривой рабо­чий. 5) «Вам бы вступиться за Павла-то, - воскликнула мать, вставая, - ведь он ради всех пошёл». 6) «Это вы? - воскликнула Власова; вдруг чему-то радуясь. - Егор Иванович!» 7) «Когда пойдёте на свидание с Павлом, - говорил Егор, - скажите ему, что у него хорошая мать». 8) «Павел - редкий человек, - тихонько произнёс хохол, - железный че­ловек». 9) «Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону», - твёрдо заявлял Павел. 10) «Мама, - сказал Павел, - высходите, принесите книг!»

(М. Горький. «Мать»)

- Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

- Что такое диалог?

2. Переписать диалоги, расставляя недостающие знаки препинания:

1) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотев­шая отстать от неё. Ну что сказала комендантша каково идёт баталия Где же неприятель Недалече отвечал Иван Кузьмич 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку оборотился ко мне и сказал Барин не прикажешь ли воротиться Это зачем Время ненадёжное ветер слегка подымается вишь как он сметает порошу. Что за беда А видишь там что ямщик указал кнутом на восток. Я ничего не вижу кроме белой стены да ясного неба. А вон это облачко.

(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

- Что такое косвенная речь?

Косвенная речь

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнес, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что запивается в ополчение, и спросил, кому передать дела. (Б. Полевой.) В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передастся. Косвенная речь передаёт только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.

Предложение с косвенной речью - это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. (М. Лермонтов.) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Толстой.)

Замена прямой речи косвенной

При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь - повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто; если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение. Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал: «Паром на том берегу» {К. Паустовский) (Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения, глаголы в ней отсутствуют.)

Кучер слез с коня и. поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал, что паром на том берегу. (Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что.)

Побудительное предложение. «Ты меня не вини», - испуганно сказала старуха (К. Паустовский.) Слова автора стоят после прямой речи. (Прямая речь - личное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.)

Старуха сказала ему [Баулину], чтобы он её не винил. Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, местоимение 2 лица заменяется местоимением он, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)

Вопросительное предложение. «Как себя чувствуете?» — он с любопытством посмотрел на Алексея. (Б. Полевой.) (Прямая речь - определённо-личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)

Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует. (В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он; добавляется глагол спросил; определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)

«Прочёл?» - хитровато спросил комиссар. (Б. Полевой.) (Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)

Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью. При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения - недостающие члены предложения.

Примечание:

Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда, никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса ответила, что об этом не надо далее говорить. (К. Паустовский.)

Передача чужой речи простым предложением.

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов.); Я был тут: зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (М. Лермонтов.)

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передается самим предложением, а вводные слова и предложения за­меняют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок (Ю. Нагибин.); Дела наши, по его словам, были в отличном состоянии. (Л. Толстой.)

Работа по теме урока

3. Упр. 262.

- Что вы знаете о цитатах?

- Как могут оформляться цитаты?

4. Упр. 261 (7-10). Спишите, оформив высказывания в виде цитат.

Домашнее задание

Выполнить упр. 261 (1-7), 263.



Авторская пунктуация

Цели урока:

Знакомство с понятием «авторская пунктуация», определение авторских знаков препинания, закрепление навыков правописания.

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

Термин «авторская пунктуация» допускает двоякое толкование.

С одной стороны, под этим термином понимаются особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю (набор применяемых им знаков, преимущественное использование одного из них, расширение функций этого знака), в целом не противоречащие принятым в данный период правилам.

С другой стороны, указанный термин трактуется как сознательное отступление от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в художественных текстах. Действительно, в печатных и рукописных текстах нередко встречается пунктуация, не подпадающая под принятые правила, не оправданная стилем, жанром, контекстом произведения.

Так, А. И. Ефимов проанализировал широкое использование М. Е. Салтыковым-Щедриным такого сравнительно редкого знака препинания, как скобки (в «Правилах русской орфографии и пунктуации» приводятся только четыре случая их применения).

Е. А. Иванчикова утверждает, что «в системе интонационно-синтаксических изобразительных средств, характеризующих писательскую манеру Достоевского, прием употребления знака тире после союза и занимает, несомненно, свое определенное место».

2. Анализ текстов Л. Леонова

а) В десятом и двенадцатом веках вся киевская земля покрыта лесом и некоторые, нагие ныне, реки вплоть до моря одеты в шумные изумрудные шелка; еще и теперь несчитанно черного дуба лежит без дела в днепровском русле у Херсона... А раз так, чего и петь о нем! Бреди хоть тысячу дней в любую сторону — и лес неотступно будет следовать за тобой, как верная лохматая собачонка.

б) Тем временем степь уже начала свое победоносное продвижение на северян вдруг на всю страну раздается тревожный голос Посошкова, первого радетеля покамест только за оренбургские и вообще заволжские леса. То была народная совесть века, коснувшаяся всех сторон гражданского бытия, и, сказать правду, посошковские советы о посеве лесков, между делом, вкруг голых русских деревень не устарели и поныне.

в) Еще стоят леса на Руси... но заметно не в прежнем количестве; так, при поездке Елизаветы в Киев пришлось отказаться от постройки дворцов на станциях за нехваткой леса на Украине, а ограничиться устройством питейных погребов (1743).

Обоснуйте постановку знаков препинания.

Какую цель преследовал автор, выбрав именно многоточие при пунктуационном оформлении текста - как показатель паузы, как сигнал присоединительной связи.

Домашнее задание

Выполнить упр. 266.

Вариант 1 Контрольный диктант по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант

Предлагается три текста, учитель выбирает по своему усмотрению:

1. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги, Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно |стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер.4 (И. С. Тургенев.)

(220 слов. Употребление и правописание частиц не и ни. Правопи­сание гласных. Правописание наречий. Пунктуация при однородных членах предложения.)

Задание к диктанту:

- Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

- Выписать словосочетания, произвести их разбор.

2. Софья Николаевна была удивительная женщина! Ее живая, восприимчивая, легко волнуемая природа могла мгновенно увлекаться порывами ума или сердца и мгновенно превращаться из одного существа в другое, совершенно непохожее на первое. Впоследствии называли это свойство притворством - грубо ошибались. Это была какая-то артистическая способность вдруг переселяться в другую сферу, в другое положение, поддаваться безусловно своей мысли и желанию, вполне искреннему и потому всех увлекающему.

Мысль и желание успокоить встревоженного свекра, которого она горячо полюбила, который за нее вступился, за нее встревожился, за нее расстроился в здоровье; мысль успокоить мужа и его семью, напуганную и обиженную за нее, по милости ее невоздержанного языка, так безгранично овладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны, что она явилась каким-то чудным, волшебным существом, и скоро покорилось неотразимому обаянью всё её окружавшее.4 Она сама разливала чай; сама успевала подавать чашки сначала свекру, а потом свекрови и даже другим. Со всеми успевала говорить, и так ловко, так кстати, так весело, что свекор совершенно поверил, что она ничего вчерашнего не знала, поверил - и сам развеселился. Его веселость также имела сообщительное свойство, и через час не было уже заметно следов вчерашней бури. (По С. Т. Аксакову.)

(182 слова. Пунктуация в сложном предложении с обособленными членами предложения.)

Задание к диктанту:

- Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

- Выписать словосочетания, произвести их разбор.

3. Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок; тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьев на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца; дальше- кудрявые яблони над высокой, снизу зеленой, кверху седой травой, жид­кие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода; потом клум­бы с цветами — маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках.4 Наконец, господский дом, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с зеленоватыми стеклами в узких рамах, с покатой, некогда крашеной крышей, с балкончиком, из которого повыпадали кувшинообразные перила, с кривым мезонином, с безголосой старой собакой в яме под крыльцом ... (По И. С. Тургеневу.)

(191 слово. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен существительных. Правописание безударных гласных. Правописание согласных.)

Задание к диктанту:

- Произвести пунктуационный разбор указанного предложения.

- Из последнего предложения выписать словосочетания, произвести их разбор.










Проверочный тест по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся.

Тест

I. Теория

- Укажите, какие утверждения верны, а какие - нет: а) верно; б) неверно.

1. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

2. Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.

3. Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.

4. При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

5. Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.

6. Между частями сложного предложения всегда ставится какой-либо знак.

7. В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда отделяется запятой.

8. Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

9. При цитировании авторскую пунктуацию соблюдать обязательно.

10. Обращение может выделяться восклицательным знаком.

П. Словосочетание

- Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.

1. Играть гамму.

2. Чашка кофе.

3. Интенсивная работа.

4. Направо от школы.

5. Всем нравиться.

6. Слишком вызывающе.

7. Быстро бежать.

8. Очень искренний.

9. Повстречаться весной.

10. Двести тонн.

III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

- Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

IV. Прямая речь

- Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие; г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.

1. «Не сердись, - сказала бабушка шепотом и добавила - Завтра сходим в лес за ягодами».

2. Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.

3. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

4. «Так как же Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли?»

5. «Чему ты усмехаешься» - спросил он меня хмурясь.

6. То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдет», и все нет дождя.

7. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».

8. «Ты зачем явился сюда!» - закричала она ему.

9. Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.

10. «Эхма... - безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на сурово приказание и горько добавил: Судьбина моя пропащая!..»

V. Сложное предложение с разными видами связи

- Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака {?): а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) запятую и тире одновременно; е) не нужно никакого знака.

1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

2. Не знаю, солнышко ли ее пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.

3. Все вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4. Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами (?) его маленькие серые глазки не отрываясь смотрели на офицера.

5. Пусть достанет деньги (?) где хочет и как хочет.

6. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

7. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

8. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.

9. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в ее словах.

10. Помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5-9 классах; по­знакомиться с видами переработки текста; закрепить навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста (текст предварительно записывается).

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский.)

- Определите тему высказывания.

- Какова основная мысль высказывания?

- Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свой ответ.

- Вспомните и сформулируйте понятие текста.

2. Работа по учебнику.

- Прочитайте материал учебника на стр. 144. Назовите основные признаки текста.

- Назовите виды связи между предложениями.

II. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глу­бокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)

2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.

1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застона­ла. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.

3. Упр. 281 (устно).

4. Упр. 208.

- Проанализируйте, какая связь преобладает между частями тек­ста. Выпишите ключевые слова.

III. Подведение итогов урока

- Что такое текст?

- Назовите основные признаки текста.

- Какие связи предложений существуют в тексте?

Домашнее задание

1. Упр. 201, 202 (устно).

2. Выучить материал учебника на стр. 144-146.

Текст. Способы и средства связи между частями текста

Цели урока:

Формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; закрепить навыки правописания.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Опрос.

- Расскажите, что такое текст, назовите основные признаки текста. Докажите, что данное высказывание является текстом (на примере дом. упр. 201).

- Дайте определение тексту. Что такое цепная (последовательная) связь?

- Что такое параллельная связь?

- Какая связь преобладает между частями данного текста? (на примере дом, упр, 202).

2. Анализ текста.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов.)

- Можно ли назвать данное высказывание текстом?

- Определите тему высказывания.

- Как в данном тексте связаны предложения?

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Упр. 284 290

- Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир», опираясь на вопросы на стр. 147.

2. Анализ данного текста можно провести по плану (речеведческий разбор текста по А. И. Власенкову):

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

III. Самостоятельная работа

Вариант I.

Упр. 285 (выполняется задание учебника). 291

Вариант II

Упр. 287. 293

- Докажите, что перед вами текст.

IV. Подведение итогов урока

- Что такое цепная (последовательная) связь?

- Что такое параллельная связь?

- Что может усиливать параллельную связь? (Стр. 146).

- Что такое синтаксический параллелизм?

Домашнее задание

1. Упр. 298 или упр. 282 на выбор.

Абзац

Цели урока:

Обобщить и закрепить полученные в 5-9 классах знания по теме «Абзац»; совершенствовать навыки правописания; развивать монологическую речь учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проверка упр. 282, 289 (учащиеся зачитывают свои работы).

П. Повторение и углубление изученного материала

Диктант

Иногда срывался шквал... Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродя­чие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)

- Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схему второго предложения.

- Почему в третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая?

- Объясните указанные орфограммы в словах, приведите свои примеры: скрипел -; -вдали -, вырванные -

- Докажите, что данная группа предложений является тестом.

- Какие признаки текста вам известны?

- Из скольких абзацев состоит текст?

- Что такое абзац?

- Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в дан­ном тексте?

- Что называют абзацным зачином? Что называют комментирую­щей частью?

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ строения абзаца (упр. 290).

2. Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).

Последний поклон

Текст

Микротема

Задами я пробрался к нашему дому. Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.

Дверь распахнута. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.

Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок.

Я замер у двери.

Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на при печке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.

- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милого. У меня в ногу стрельнуло. Испужаюсь или обрадуюсь - и стрельнет...

Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, н она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки ручки! Кожа них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную шелуху видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя.

- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: - Молилась, молилась. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды

- Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок... Работы сделала - иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки...

Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. Начальник, где я работал, сказал:

- Мать или отца - другое дело. А бабушек да дедушек...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на свете дорогого для меня. Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Случись это теперь - я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

И некому прощать.

(В. Астафьев.)

Встретить первому.

У входа в дом.

Все как прежде.









Встреча.










Встреча.





Сообщение о смерти бабушки.







«Живет в сердце вина».

План работы по тексту

1. Чтение текста.

2. Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте.

3. Работа по сжатию текста.

4. Составление сжатого пересказа.

Примечание. В целях необходимой наглядности на уроке может быть использован подготовленный раздаточный материал.

IV. Подведение итогов урока

- Что такое абзац? Какова его роль в тексте?

- Что такое микротема и микротекст?

Домашнее задание

Оформить текст В. Астафьева «Последний поклон» в виде сжатого изложения.

Типы речи. Повествование

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Типы речи. Повествование», полученные в 5-9 классах; совершенствовать навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Собрать тетради для проверки сжатого изложения.

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Осложненное списывание.

- Текст списать, расставить запятые. Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.

Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду ком­натной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1-2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

2. Обобщение знаний по теме «Повествование». Чтение материала учебника на стр. 152-153.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ текста. Упр. 292.

- Прочитайте выразительно данный текст.

- Можно ли этот отрывок назвать текстом?

- Определите композиционные части данного текста.

- Что такое экспозиция?

- От какого лица ведется повествование?

2. Анализ текста с типом речи «Повествование». Упр. 294.

3. Задания к упр. 294 на стр. 155 выполняются по усмотрению учи­теля.

4. Работа по написанию текста-повествования (учебник, стр. 155-156).

IV. Подведение итогов урока Л Какие типы речи вы знаете?

- Что характерно для описания?

- В чем особенности рассуждения?

- Какой текст мы называем повествованием?

- Какова композиционная особенность текстов повествовательно­го типа?

Домашнее задание

Подготовить пересказ одной из сцен пьесы А. Н. Островского «Гро­за» (отъезд Тихона; последняя встреча Катерины с Борисом; встреча Кулигина с Диким; странница Феклуша у Кабанихи).

Пересказ должен быть приближенным к повествованию. Жела­тельно заменять глаголы сказал, говорил другими синонимами.

Описание

Цели урока:

Закрепление знаний по теме «Типы речи», обобщение изученного по теме «Описание»; совершенствование речевых умений учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ одной из сцен пьесы А. Н. Островского «Гроза».

2. Анализ сжатого изложения по рассказу В. Астафьева «После­дний поклон».

3. Беседа.

- Какие типы речи вы знаете?

- В чем особенность рассуждения?

- Какова композиционная особенность текстов повествователь­ного типа?

- В чем особенность рассуждения?

- Что характерно для описания?

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста. (Текст записывается с комментарием знаков препинания и орфограмм.)

Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немысли­мо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнару­жил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце. (Ю.Нагибин.)

- Определите тип речи текста, обоснуйте свой ответ (стр. 156).

- Какие особенности внешности героя отличает Ю.Нагибин? Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?

- Общий вывод:

2. Восстановительный диктант.

Учитель читает текст, учащиеся выписывают ключевые слова, затем восстанавливают текст.

По стенам, около картины, лепилась в воде фестонов паутина, на­питанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На дива­не лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не уб­ранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной кос­точкой.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиня

ло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. (И.А.Гончаров.)

- Определите тип речи.

- Чье жилище описано в данном отрывке?

- Сравните данное описание с описанием интерьера, приведенным в упр. 299.

3. Тип речи «Описание природы». Упр. 298.

4. Работа с текстом упр. 301 - научное описание.

III. Подведение итогов урока

- Какой тип речи называют описанием?

- Какие вам известны виды описания?

Домашнее задание

1. Упр. 302. Сочинение-миниатюра.

2. Объяснить лексическое значение выделенных слов в упр. 310.

Рассуждение

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения упр. 302.

- Выпишите из сочинения предложения с причастными и деепричастными оборотами. Какую роль в вашем сочинении-описании они выполняют?

- Зачитайте сочинение-описание.

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Беседа.

- Какие типы речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

- Назовите основные признаки повествования, рассуждения, опи­сания, где применяются эти типы речи?

- Как строится текст-рассуждение, и каковы основные требования к его построению?

Схема построения текста-рассуждения

1) Вступление.

2) Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

3) Аргументы (доказательства).

4) Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.

2. Анализ текста. Упр. 310.

- Прочитайте отрывок из статьи С.Залтина «Читая Гоголя».

- Как вы понимаете выделенные слова и предложения?

II. Определите тип и стиль речи.

- Определите основной тезис данного текста.

- Какие аргументы автор использует для доказательства основно­го тезиса?

3. Словарная работа.

Персонифицирует - олицетворяет, наделяет человеческими свойствами.

Искусство гораздо консервативнее науки - искусство свя­зано с традицией.

Неореализм - направление в итальянском кино и литерату­ре, возникшее после Второй мировой войны и воплощав­шее идеи гуманизма, социальной справедливости, основы­вавшееся на стремлении дать документально точную кар­тину мира. Мистицизм - мистическое мировоззрение, склонность к

мистике.

Водевиль - короткая комическая пьеса, обычно с пением. Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и сво­бодной композиции на частную тему, трактуемую субъек­тивно и обычно неполно.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

- Является ли этот текст рассуждением?

- Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

- Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?

- Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

- Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.

IV. Подведение итогов урока

— Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю милосердие?»

Речеведческий анализ текста

Цель урока:

Закрепить умение анализировать текст.

Ход урока

I. Повторение изученного материала Речеведческий разбор текста (по А.И.Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его компози­ции).

II. Рассмотрение текста

Чистые пруды

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня - средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...

Чистые пруды - это чудо первого скольжения на коньках, когда (снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут чироким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды -это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом - поймать рыбу в центре города. А плава­нье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майс­кую воду, а теплота весенней земли под босой ногой - это было не­сметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный об­раз моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кис­точкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью. Ис­пания была в нашем сердце.

Чистые пруды - это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).

(По Ю.Нагибину.)

Домашнее задание

1. Упр. 314. Сочинение-рассуждение на тему: «Каким я представ­ляю себе красивого человека?»

2. Индивидуальное задание. Познакомить учащихся с основными видами сокращения текста. Рассказать о тезисах и выписках.

Контрольный диктант

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Диктант Вариант I

С уверенностью можно сказать, что Чехов, более чем кто-либо, по­казал всю гибкость, красоту, изящество и разнообразие русского язы­ка. Однако он никогда не прибегал к выковыванию новых, искусствен­ных слов. Заслуга его в том и заключается, что он, не переставая,

учился языку где только мог. И нельзя утверждать, что эта незримая работа давалась ему очень легко. Юношеские его рассказы далеко не свободны от южнорусских оборотов и речений, между тем как после­дние произведения изумительны по чистоте языка. Чеховские коррек­туры свидетельствуют наглядно о громадной, терпеливой обработке стиля.

У Чехова еще долго будут учиться языку русские писатели.

Язык Толстого напоминает постройку, возводимую великанами: чтобы о ней судить, нужно глядеть на нее издали. Язык Чехова - не­жное и тонкое плетение, которое можно рассматривать и в лупу.

Пути русской литературы всегда были отмечены, точно придорож­ными маяками, внутренним сиянием отдельных личностей, душев­ным теплом тех праведников, без которых «несть граду стояния». В этом смысле Чехов непосредственно примыкает к скорбным и крот­ким обликам Гаршина и Успенского.

В смерти Чехова заключается какой-то глубокий символ настояще­го литературного разброда. Точно вот ушел он, и вместе с ним исчезла последняя препона стыда - и люди разнуздались и заголились.

Конечно, здесь нет связи, а скорее совпадение. Однако я знаю мно­гих писателей, которые раньше задумывались над тем, что бы сказал об этом Чехов. Как поглядел бы на это Чехов? (222 слова).

(А.Куприн.)

Вариант II

Едигей достал из лодки тяжелый кожаный бурдюк, наполненный водой, развязал его и выплеснул на прибрежную гальку вместе с во­дой золотого мекре. То была большая рыба. Могучая и красивая рыба. Она бешено заколотила золотым хвостом, изгибаясь, подпрыгивая, разметая вокруг мокрую гальку, и, широко разевая розовую пасть, об­ратилась к морю, пытаясь добраться до родной стихии, до прибоя. На какую-то недолгую секунду рыба вдруг замерла напряженно, затихла, пытаясь освоиться, оглядывая немигающими безупречно круглыми чистыми глазами тот мир, в котором нечаянно очутилась. Даже в суме­речном предвечерье зимнего дня непривычный свет ударил в голову, и увидела рыба сияющие глаза людей, склонившихся над ней, кромку берега и неба и в очень далекой перспективе над морем различила за редкими облаками на горизонте нестерпимо яркий для нее закат уга­сающего солнца. Задыхаться начала. И рыба вскинулась. Заколоти­лась, закрутилась с новой силой, желая добраться до воды. Едигей поднял золотого мекре под жабры.

- Подставляй руки, держи, - сказал он Укубале.

Укубала приняла рыбину, как ребенка, на обе руки и прижала ее к груди.

- Какая она упругая! - воскликнула Укубала, ощутив ее пружинис­тую внутреннюю силу. - А тяжелая, как полено! И как здорово пахнет морем! И красивая какая! На, Едигей, я довольна, очень довольна. Исполнилось мое желание. Отпусти ее в воду поскорей...

Едигей понес золотого мекре к морю. Войдя по колено в набегаю­щий прибой, он дал рыбе соскользнуть вниз. На какое-то короткое мгновение, когда золотой мекре падал в воду, отразилась в густой си­неве воздуха вся золотая оснастка рыбы от темени до хвоста, и, блес­нув, вспарывая воду стремительным корпусом, рыба уплыла в глуби­ну... (246 слов).

(Ч.Айтматов.)

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)

Цели урока:

Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической речи учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Тетради с сочинением на тему «Каким я представляю себе краси­вого человека?» сдаются на проверку.

II. Знакомство с видами сокращения текста

Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста суще­ствуют? Что такое тезисы? В каких случаях мы делаем выписки?).

II. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

- Прочитайте материал учебника (стр. 176, 179) и выпишите опре­деление понятий тезисы, выписки, план.

- Составьте план и тезисы по упр. 317.

- Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.

IV. Подведение итогов урока

- Назовите основные виды сокращения текста.

- Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?

Домашнее задание

Упр. 318.

Сделать выписки из статьи В.Лакшина, стараться выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир».

Конспект. Тематический конспект. Реферат

Цель урока:

Познакомить учащихся с видом сокращения текста - конспектом, его разновидностью - тематическим конспектом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Из статьи В. Лакшина (упр. 318) зачитать выписки, которые рас­ширяют и углубляют ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Выполнить синтаксический разбор предложения (на доске, по выбору учащегося).

- Объясните лексическое значение слов оппозиция, апелляция

- Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста

- Какие разновидности переработки текста не названы?

II. Повторение и углубление изученного материала

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четы­рех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свобод­ные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержа­щие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

2. Работа по учебнику (стр. 183-185).

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

Упр. 317, 318. Составить тематический конспект о творчестве Л.Н.Толстого.

Домашнее задание

Закончить работу над конспектом (упр. 317, 318).

Реферат

Цель урока:

Познакомить учащихся с правилами составления реферата.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Сдать конспекты на проверку.

II. Новая тема

1. Работа с учебником (стр. 185).

- Используя полученные сведения, письменно ответьте на вопрос: Что такое реферат?

2. Знакомство с основными требованиями к реферату.

Реферат (от лат. ге/его - сообщаю) - краткое изложение в пись­менном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различ­ные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит про­блемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно опреде­ляется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы порабо­тать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом

• Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).

• Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

• Составление библиографии.

• Обработка и систематизация информации.

• Разработка плана реферата.

• Написание реферата.

• Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунк­тов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосно­вывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика исполь­зуемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала.

• Правильность и полнота использования источников.

• Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.

На следующей странице представлен образец титульного листа реферата.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!