Урок алгебры в 7 классе. (Слайд 1)
Дата проведения 16.11.2017 г.
Тема «Прямая пропорциональность и ее график».
Цели урока: (Слайд 2)
Образовательная:
– формирование умений распознавать прямую пропорциональность по формуле, графику, по словесному описанию; задавать формулой функцию, заданную графически;
- исследование зависимости расположения графика прямой пропорциональности на координатной плоскости от значения числа k≠0 (углового коэффициента прямой).
Развивающая:
– развитие навыка исследовательской деятельности, умения делать умозаключения, выводы;
- развитие умения обобщать полученные результаты.
Воспитательная:
– воспитание умения работать в сотрудничестве, объективной самооценки, взаимооценки.
Оборудование и материалы для урока: бланки для ответов учащихся, карточки-инструкторы для проведения исследовательской работы.
Тип урока. Урок закрепления знаний.
Вид урока. Урок-исследование.
Формы работы на уроке: индивидуальная; устная, письменная.
План урока
1. Вступительное слово учителя.(1-2 мин)
2. Проверка домашнего задания. Устный опрос. (3-5 мин)
3. Устные упражнения (тест) (3-4 мин)
4. Практическая (исследовательская) работа (15 мин)
5. Физкультминутка. (1-2 мин)
6. Подведение итогов исследовательской работы (5 мин)
7. Самостоятельная работа по учебнику (взаимопроверка) (7 мин)
8. Подведение итогов. (2-3 мин)
9. Домашнее задание. (1-2 мин)
Ход урока:
Вступительное слово учителя (1-2 мин).
- Доброе утро, ребята! Мне бы хотелось начать урок со следующих слов. Французский писатель Анатоль Франс (1844 – 1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Давайте следовать совету писателя. Будем активны, внимательны, рассудительны ,будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни. На прошлых уроках мы с вами начали изучение темы «Прямая пропорциональность и ее график», а сегодня мы закрепим полученные знания с помощью заданий и исследовательской работы. Нам сегодня понадобятся карандаши простые, цветные ручки, линейки, тетради, бланки ответов, карточки-инструкторы.
2. Проверка домашнего задания. Устный опрос. (3-5 мин)
Для начала я хочу проверить ваше домашнее задание.(Д/3 305(а,б,в), 310, 356).
(Заполнить оценочный лист)
Теперь, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. Какая функция называется прямой пропорциональностью? (Прямой пропорциональностью называется функция вида y=kx, где x – независимая переменная, а k – неравное нулю число. )
2. Что является графиком прямой пропорциональности? (Графиком функции y=kx является прямая, проходящая через начало координат (0; 0) (слайд 3).
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Давайте устно повторим с вами ранее изученный материал, чтобы он был нашим помощником и опорой в трудных ситуациях. В бланках, которые лежат у вас на столах, вы будете отмечать звездочкой или записывать значения функций:
3. Устные упражнения (тест) (3-4 мин)
Задания Ответы | 1 | 2 | 3 |
А | | | |
Б | | | |
В | | | |
Г | | | |
Д | | | |
1 задание.(слайд 4) Какие из функций, заданных формулами, являются прямой пропорциональностью? Ответ звездочкой отметьте в своём бланке.
А) у=х/3,
Б) у=3/х,
В) у=12х,
Г) у=-3х2,
Д) у=3х+7.
2 задание.(слайд 5) Укажите прямую, которая является графиком прямой пропорциональности. Ответ звездочкой отметьте в бланке.
3 задание.(слайд 6) Прямая пропорциональность задана формулой у=0,5х, найдите значение функции, если аргумент равен:
А) -5,
Б) 0,
В) 8,
Г) -3,
Д) 5.
Запишите значения функций в бланке. (Заполнить оценочный лист)
4. Практическая (исследовательская) работа (12 мин)
-Сейчас вы выполните небольшую исследовательскую работу, выполняя задания в карточке-инструкции.
Цель этой работы: исследовать зависимость расположения графика прямой пропорциональности на координатной плоскости от значения числа k≠0.
Карточка-инструкция:
у=3х
у=х
у=-3х
у=-х
Заполните таблицу значений данных функций для аргументов, удовлетворяющих неравенству -3≤х≤3, с шагом 2.
2. Постройте графики этих функций
3. Сделайте выводы:
1) Чему равно k?
2) k0 или k ?
3) В каких координатных четвертях расположены графики?
4) Определите вид каждого угла (острый, тупой, прямой), который образует каждая прямая с осью х, если градусную меру угла отсчитывать от положитель-ной полуоси х против часовой стрелки.
Где располагается график в зависимости от значения числа k?
Как зависит величина угла от значения коэффициента k?
Какой можно сделать вывод по проведенной исследовательской работе?(
(Если коэффициент пропорциональности k 0, то график расположен в первой и третьей координатных четвертях. Если коэффициент пропорциональности k , то график расположен во второй и четвертой координатных четвертях).(слайд 8)
(Заполнить оценочный лист)
5. Физкультминутка. (1-2 мин)
Теперь сделаем небольшую разминку. Для вас на слайде постепенно будут появляться формулы, задающие некоторую функцию. Если это прямая пропорциональность вы поднимаете руки вверх, если нет, то приседаете, если не знаете, то руки в стороны.(слайд 9)
у = 3х у = 4х+7 у = – 0,5х у = х2 у = 6 – 8х у = – 3х у = 0,5х у=1/3 х у=85х у=10 х2
6. Подведение итога исследовательской работы (5 минут)
Даны координаты точек (слайд10) :
а) А(1; 1), б) В(1; 2), в) С(1; -2)
По этим координатам напишите соответствующие формулы.
Постройте графики функций в одной системе координат по выведенным формулам.
Ответьте устно на вопросы:
-В каких координатных четвертях расположены графики функций?
-Определите вид каждого угла (острый, тупой, прямой), который образует каждая прямая с осью х, если градусную меру угла отсчитывать от положительной полуоси х против часовой стрелки?
-Как зависит величина угла от значения коэффициента k?
(Заполнить оценочный лист)
7. Самостоятельная работа по учебнику (взаимопроверка) (5 мин.)(номера заданий записаны на доске).
Задание.(на доске) 1.Построить график функции у=-4х
2.По графику прямой пропорциональности, изображенного на рисунке, напишите соответствующую формулу.( обратная задача)
№ 305(г,д,е) – показать схематично графики функций, заданных формулой.
№306 – написать формулу функции для каждого из графиков.
3. Определить какие из точек А(2,-36),В(-1,-!8),С(0,0),Д(-2,9) принадлежат графику прямой пропорциональности у= -18х
(Заполнить оценочный лист)
8. Домашнее задание. (1-2 мин)(слайд 11)
№ 302- построить график и ответить на вопросы,
№308- с помощью графика ответить на вопросы,
№311- на повторение, упростить выражение.
9. Подведение итогов. (2 - 3 мин)
а)Учащиеся выводят итоговый балл в оценочном листе.
Вид деятельности | Д/З | Устный счёт | Исследовательская работа | Подведение итога исследовательской работы | Самостоятельная работа | итого |
Кол –во баллов | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 |
Манджиев С. | | | | | | |
Манджиева | | | | | | |
6 баллов-5
5 баллов -4
4 балла -3
По количеству набранных баллов учащимся выставляются оценки.
б)- Какое открытие вы совершили сегодня на уроке?
- Почему k назвали угловым коэффициентом прямой?
- Докажите ваше предположение.
- Какое из заданий вам понравилось больше?
Рефлексия. Если вам было все понятно, то поднимите зеленый цвет.
Если у вас остались вопросы и вам что-то непонятно, то поднимите розовый цвет. Спасибо за урок.