СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по русскому языку в 9 классе. Задания способствуют совершенствованию пунктуационных навыков при написании предложений с прямой речью, формированию умения правильного конструирования предложений с прямой речью, умения графически объяснять условия выбора знаков препинания.

Просмотр содержимого документа
«Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык. Класс: 9. Учитель: Нестеренко Галина Николаевна

Тема

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Тип урока

Урок применения знаний, умений и навыков

Цели урока

Образовательные:

закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Развивающие:

развивать умение находить прямую речь и выделять её на письме, применять теоретические знания на практике, творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность, ответственность за соблюдение принципов здорового образа жизни.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

- распознавать прямую и косвенную речь, компоненты прямой речи (слова автора и прямую речь) в предложениях без расставленных знаков препинания

- соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании;

- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, в самостоятельно преобразованном тексте;

- развивать умение составлять схемы предложений, формулировать определение понятий, выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- развивать умение находить ошибки при расстановке знаков препинания и исправлять их, записывать высказывания известных людей (цитировать) в форме прямой речи;

- обогащать словарный запас обучающихся, совершенствовать орфографические навыки и умения.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, представлять результат своей деятельности, оценивать деятельность одноклассников.

Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, уважительное отношение к русскому языку, прививать интерес к познавательной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию.

Формы проведения

Урок-практикум

Методы обучения

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Принципы здорового образа жизни, иллюстрации на данную тему

Деятельностный компонент урока

Уметь находить прямую речь в предложении; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Образовательные Интернет-ресурсы

http://videouroki.net, https://vk.com/wall-152027485_1451 https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://lesson.edu.ru/catalog

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, компьютер (ноутбук), презентация; бумажные карточки с заданиями, учебник, доска, мел.

Наглядно- демонстрационный материал

Мультимедийный ряд : презентация по теме урока; иллюстрации на тему «Здоровый образ жизни»

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

Приветствуют учителя, фиксируют эмоциональное настроение в начале урока с помощью цветных полосок, проверяют свою готовность к уроку


Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания.



  1. «Черный ящик»

Учитель вносит «черный ящик», в котором находится лотерейный билет.

 - Ребята, в этом ящике находится то, с чего мы начнём сегодня урок. Вам нужно это назвать.

По наводящим фразам вы должны это угадать. Дается несколько попыток.

1).    Раньше в семье это покупали часто, а потом ждали выхода газеты с таблицей.

2).    В таблице искали номер, совпадающий с номером на этом листе бумаги.

3).    Теперь их много, и они бывают разные: спортлото, жилищные и другие.

- Да, это лотерейный билет.

Вот он случай! Билет-то у вас выигрышный! Получив такой билет, вы будете счастливы? (да)

- Билет лотереи выигрышный: что возьмёте – подарок или деньги?

- Что вы купите на деньги? (ответы)

- А чего нельзя купить за деньги? (Здоровье).

Купить можно много:

Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,

Стремительный скутер,
Коралловый остров

 (Хоть это и сложно),
Но только здоровье,

Купить невозможно.

Оно нам по жизни,

Всегда пригодится.

Заботливо надо,

К нему относиться.


  1. Приём «Круги на воде»

К каждой букве (кроме ь), записанной вертикально, подберите существительные, к ним – предложения. Составьте текст с прямой речью или диалог.

З – зарядка. Чтобы быть здоровым, нужно каждое утро делать зарядку.

Д – дар. Здоровье – бесценный дар.

О – организм. Здоровый образ жизни укрепляет организм человека.

Р – режим. Режим дня важен как для взрослых, так и для детей. О – обязанность. Обязанность каждого – беречь своё здоровье.

В – витамины. Витамины – жизненно важные вещества для человеческого организма.

Ь –

Е – единство. Здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными свойствами.

Фронтальный опрос обучающихся

Обучающиеся по наводящим фразам отгадывают, что в черном ящике лежит лотерейный билет.






Формулируют ответы на вопросы учителя










Формулируют ответы на вопросы учителя, составляют предложения и текст по образцу, оценивают работы одноклассников


Мотивация (самоопределение) к совершению учебной деятельности. Формулирование темы урока и постановка целей учебной деятельности

  1. Притча о здоровье ‹‹Дар богов››.

Давным-давно на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.»
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!


- Каков смысл этой притчи? (Если ты хочешь что-то иметь, для этого обязательно надо потрудиться. Ничего даром не дается. Если хочешь быть здоровым, значит надо вести здоровый образ жизни. Работая над собой, искореняя свои вредные привычки, - человек делает себя сам.
Каждый человек - кузнец собственного здоровья.


- Самый драгоценный подарок от Бога - это здоровье. Если люди не научатся ценить это дар, они никогда не проживут эту жизнь с пользой.

  1. Определение темы урока.

Приём «Мозговой штурм»

- Что такое здоровье? - Что надо делать для укрепления здоровья человека? - Назовите предложения, в которых дословно передана чужая речь.

3. Формулирование темы урока.

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока… Кто мне подскажет? - Запишем в тетрадях тему урока.

4. Постановка целей учебной деятельности

- Итак, цели сегодняшнего урока... Чему мы должны с вами научиться? (Уметь записывать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в них; находить предложения с прямой речью, выявлять их на слух и т.д.)

Формулируют ответы на вопрос учителя о смысле притчи о здоровье.




























Учащиеся формулируют тему урока, обсуждают ситуацию,

анализируют, формулируют вопросы (мысли) для планирования пути достижения целей, понимания темы урока.



Применение знаний, умений и навыков (практическая часть)

  1. Приём «Кубик Блума»

Учитель бросает кубик и читает выпавшие на гранях задания.

Первая грань куба – назови.

Назовите, что такое…

  • Прямая речь – ...

  • Косвенная речь - …

  • Диалог – …

  • Цитата – …


Вторая грань куба – объясни.

- Объясните правила употребления знаков препинания в предложениях с прямой речью.






Третья грань куба – предложи. Предложи свой вариант решения задания: Запишите высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы, данные в материале для справок. Расставьте нужные знаки препинания.

1) «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Роберт Бернс). 
2) «В здоровом теле — здоровый дух» (Народная мудрость) 3) «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» (Генрих Гейне) 4) Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть. (Тургенев Иван Сергеевич)

Материал для справок: гласит, утверждает, напоминает, предостерегает.

  1. Физкультминутка.

Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье… 

(Спорт)

 - Раз уж разговор зашёл о спорте предлагаю вам игру под названием «Пантомима»

Карточки для игры: стрельба из лука, бег с препятствиями, прыжки с шестом, сумо, плавание, гребля).



Четвертая грань куба – придумай.

Составьте предложения с прямой речью, соответствующие данным схемам, на тему «В здоровом теле – здоровый дух»:

1. A: «П».

2. «П», — а.

3. «П?» — а.

4. «П, — а, — п».

5. «П, — а. — П».

6. A: «П!»

Пятая грань куба – почему.

Напишите мини сочинение-рассуждение на тему: «Почему надо беречь своё здоровье?»

Шестая грань куба – поделись.

Подберите слова автора, подходящие по смыслу к прямой речи. Прокомментируйте расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

1)Здоровье - самое важное в жизни человека, его не купишь и не обменяешь.

2) Каждый день обязательно делай зарядку!

3) Врачи твердят Если хочешь быть здоровым не употребляй в пищу газировку и чипсы

4) Многие люди ходят в спортивный зал, чтобы быть здоровыми и спортивными!

5) Обязательно ложись спать вовремя!






Обучающиеся дают определения терминам



Обучающиеся объясняют правила употребления знаков препинания при прямой речи











Обучающиеся записывают высказывания известных людей в виде предложений с прямой речью, расставляя нужные знаки препинания.









Ребята выходят и выбирают карточку, на которой с обратной стороны написано название вида спорта. Движениями изображают вид спорта, остальные ученики угадывают его название 



Обучающиеся составляют предложения с прямой речью по схемам на тему «В здоровом теле – здоровый дух»







Творческая пятиминутка


Обучающиеся выполняют задание и делятся своими знаниями и умениями с одноклассниками


Рефлексия


  1. Пазлы «Составляющие здоровья»


Учитель предлагает ребятам собрать пазлы «Составляющие здоровья»





  1. «Выбери фразу»

Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока.

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.

  • Повторение – мать учения.

  • Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

  • Если за день ты ничему не научился, зря прожил день.


Ученики берут пазлы, пишут на них составляющие здоровья











Ученики выбирают крылатое выражение и объясняют свой выбор.


Домашнее задание

Учитель объясняет порядок выполнения домашнего задания.

Выписать из произведений художественной литературы 7 предложений с прямой речью, составить к ним схемы.

(Слабым) Выполнить упражнение по учебнику


Записывают задание