Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! | Приветствуют учителя, фиксируют эмоциональное настроение в начале урока с помощью цветных полосок, проверяют свою готовность к уроку | |
Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. «Черный ящик» Учитель вносит «черный ящик», в котором находится лотерейный билет. - Ребята, в этом ящике находится то, с чего мы начнём сегодня урок. Вам нужно это назвать. По наводящим фразам вы должны это угадать. Дается несколько попыток. 1). Раньше в семье это покупали часто, а потом ждали выхода газеты с таблицей. 2). В таблице искали номер, совпадающий с номером на этом листе бумаги. 3). Теперь их много, и они бывают разные: спортлото, жилищные и другие. - Да, это лотерейный билет. Вот он случай! Билет-то у вас выигрышный! Получив такой билет, вы будете счастливы? (да) - Билет лотереи выигрышный: что возьмёте – подарок или деньги? - Что вы купите на деньги? (ответы) - А чего нельзя купить за деньги? (Здоровье). Купить можно много: Игрушку, компьютер, Смешного бульдога, Стремительный скутер, Коралловый остров (Хоть это и сложно), Но только здоровье, Купить невозможно. Оно нам по жизни, Всегда пригодится. Заботливо надо, К нему относиться. Приём «Круги на воде» К каждой букве (кроме ь), записанной вертикально, подберите существительные, к ним – предложения. Составьте текст с прямой речью или диалог. З – зарядка. Чтобы быть здоровым, нужно каждое утро делать зарядку. Д – дар. Здоровье – бесценный дар. О – организм. Здоровый образ жизни укрепляет организм человека. Р – режим. Режим дня важен как для взрослых, так и для детей. О – обязанность. Обязанность каждого – беречь своё здоровье. В – витамины. Витамины – жизненно важные вещества для человеческого организма. Ь – Е – единство. Здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными свойствами. | Фронтальный опрос обучающихся Обучающиеся по наводящим фразам отгадывают, что в черном ящике лежит лотерейный билет. Формулируют ответы на вопросы учителя Формулируют ответы на вопросы учителя, составляют предложения и текст по образцу, оценивают работы одноклассников | |
Мотивация (самоопределение) к совершению учебной деятельности. Формулирование темы урока и постановка целей учебной деятельности | Притча о здоровье ‹‹Дар богов››. Давным-давно на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека.» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! - Каков смысл этой притчи? (Если ты хочешь что-то иметь, для этого обязательно надо потрудиться. Ничего даром не дается. Если хочешь быть здоровым, значит надо вести здоровый образ жизни. Работая над собой, искореняя свои вредные привычки, - человек делает себя сам. Каждый человек - кузнец собственного здоровья. - Самый драгоценный подарок от Бога - это здоровье. Если люди не научатся ценить это дар, они никогда не проживут эту жизнь с пользой. Определение темы урока. Приём «Мозговой штурм» - Что такое здоровье? - Что надо делать для укрепления здоровья человека? - Назовите предложения, в которых дословно передана чужая речь. 3. Формулирование темы урока. - Итак, тема нашего сегодняшнего урока… Кто мне подскажет? - Запишем в тетрадях тему урока. 4. Постановка целей учебной деятельности - Итак, цели сегодняшнего урока... Чему мы должны с вами научиться? (Уметь записывать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в них; находить предложения с прямой речью, выявлять их на слух и т.д.) | Формулируют ответы на вопрос учителя о смысле притчи о здоровье. Учащиеся формулируют тему урока, обсуждают ситуацию, анализируют, формулируют вопросы (мысли) для планирования пути достижения целей, понимания темы урока. | |
Применение знаний, умений и навыков (практическая часть) | Приём «Кубик Блума» Учитель бросает кубик и читает выпавшие на гранях задания. Первая грань куба – назови. Назовите, что такое… Прямая речь – ... Косвенная речь - … Диалог – … Цитата – … Вторая грань куба – объясни. - Объясните правила употребления знаков препинания в предложениях с прямой речью. Третья грань куба – предложи. Предложи свой вариант решения задания: Запишите высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы, данные в материале для справок. Расставьте нужные знаки препинания. 1) «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Роберт Бернс). 2) «В здоровом теле — здоровый дух» (Народная мудрость) 3) «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» (Генрих Гейне) 4) Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть. (Тургенев Иван Сергеевич) Материал для справок: гласит, утверждает, напоминает, предостерегает. Физкультминутка. Болеть мне некогда друзья, В футбол, хоккей играю я. И я собою очень горд, Что дарит мне здоровье… (Спорт) - Раз уж разговор зашёл о спорте предлагаю вам игру под названием «Пантомима» Карточки для игры: стрельба из лука, бег с препятствиями, прыжки с шестом, сумо, плавание, гребля). Четвертая грань куба – придумай. Составьте предложения с прямой речью, соответствующие данным схемам, на тему «В здоровом теле – здоровый дух»: 1. A: «П». 2. «П», — а. 3. «П?» — а. 4. «П, — а, — п». 5. «П, — а. — П». 6. A: «П!» Пятая грань куба – почему. Напишите мини сочинение-рассуждение на тему: «Почему надо беречь своё здоровье?» Шестая грань куба – поделись. Подберите слова автора, подходящие по смыслу к прямой речи. Прокомментируйте расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. 1)Здоровье - самое важное в жизни человека, его не купишь и не обменяешь. 2) Каждый день обязательно делай зарядку! 3) Врачи твердят Если хочешь быть здоровым не употребляй в пищу газировку и чипсы 4) Многие люди ходят в спортивный зал, чтобы быть здоровыми и спортивными! 5) Обязательно ложись спать вовремя! | Обучающиеся дают определения терминам Обучающиеся объясняют правила употребления знаков препинания при прямой речи Обучающиеся записывают высказывания известных людей в виде предложений с прямой речью, расставляя нужные знаки препинания. Ребята выходят и выбирают карточку, на которой с обратной стороны написано название вида спорта. Движениями изображают вид спорта, остальные ученики угадывают его название Обучающиеся составляют предложения с прямой речью по схемам на тему «В здоровом теле – здоровый дух» Творческая пятиминутка Обучающиеся выполняют задание и делятся своими знаниями и умениями с одноклассниками | |
Рефлексия | Пазлы «Составляющие здоровья» Учитель предлагает ребятам собрать пазлы «Составляющие здоровья» «Выбери фразу» Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение – мать учения. Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь. Если за день ты ничему не научился, зря прожил день. | Ученики берут пазлы, пишут на них составляющие здоровья Ученики выбирают крылатое выражение и объясняют свой выбор. | |