Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».
Цели урока:
дать понятие о прямом и переносном значениях слов;
показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение);
развивать навыки работы с толковыми словарями;
формировать познавательную активность.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слов;
находить метафору и олицетворение в текстах и объяснять их роль;
понимать переносные значения в речи, в художественных текстах;
объяснять языковые явления.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1.Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
2.Задание из рабочей тетради.
III. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадки (слайд 1).
1. Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк поклонится (гриб).
2. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).
3. Черненька собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Как вы догадались, что Антошка – это гриб, девица – морковь, а собачка – замок? (Обсуждение. Вывод: догадались по сходству)
Как называется троп, на котором основаны эти загадки? (Метафора, т. е. перенос признака с одного предмета на другой на основе их сходства)
(слайд 2).
Как вы думаете, почему мы заговорили о загадках?
Не заметили ли вы связи метафоры с многозначными словами? (То и другое основано на сходстве)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Среди значений многозначных слов часто встречаются переносные значения. Это происходит, когда предметы или действия имеют какое-либо сходство с другими предметами или действиями. Значение слов в этом случае переносится с предмета на предмет, с действия на действие, с признака на признак.
Сравним пары словосочетаний (слайд 3):
дорога к лесу и дорога жизни;
птица летит и время летит;
холодная погода и холодное сердце.
Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? (Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.)
Каковы общие значения слов, в чем их сходство?
Комментарий (слайд 4). В первом словосочетании существительное дорога имеет прямое значение: «путь, направление следования»; во втором – переносное значение: «жизненный путь, протяженность жизни во времени». Общее значение – «направление, протяженность». Общее значение– «направление, протяженность».
Глагол летит в первом словосочетании имеет прямое значение: «передвигаться по воздуху»; во втором – переносное значение: «быстро проходить». Общее значение – «быстро передвигаться».
Прилагательное холодная в первом словосочетании имеет прямое значение: «имеющая низкую температуру»; прилагательное холодное во втором словосочетании имеет переносное значение: «равнодушное, бесчувственное, безразличное». Общее значение – «не дающее ощущения тепла».
Как называется перенос значений по сходству? (Метафора.)
(слайд 5) Этот литературоведческий термин как раз и переводится с греческого как «перенос».
Словосочетание время летит – частный вид метафоры, олицетворение: перенос свойств живого (люди, животные) на неживое. Метафора и олицетворение – тропы, выразительные средства языка.
2. Чтение теоретического материала учебника (§ 66, с. 157, 158).
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 347 – обсуждение, составление предложений.
Упр. 348 – выразительное чтение, обсуждение, письменное
выполнение; сопоставление текста с репродукцией картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» на цветной вклейке учебника.
Варианты заглавий текста: «Солнечный февраль», «Небывалый праздник», «Чудесное утро».
Прилагательные, употребленные в переносном значении: жемчужных, коралловых, сапфировых.
Синоним к словам необыкновенный, особенный, необычный – чудесный.
Дополнительные вопросы (слайд 6)
На каком сходстве основаны переносные значения этих прилагательных? (Примерный ответ. На сходстве цвета: жемчужный – серебристо-белый, коралловый – красный, сапфировый – синий, голубой.)
Как вы думаете, почему И. Э. Грабарь в описании февральского утра использовал не традиционные названия оттенков цвета, а прилагательные в переносном значении? (Примерный ответ. Переносные значения в этом тексте являются средствами выразительности – эпитетами, они придают тексту торжественность, яркость, красоту.)
Упр. 350, 351 – выполнение задания (устно).
Упр. 349 – выполнение задания (самостоятельная работа).
VII. Занимательная лингвистика
(Обсуждение юмористических рисунков учеников (реализация домашнего задания к уроку). Можно организовать игру: отгадать, какие многозначные слова обыгрываются в рисунках, придумать подписи к ним.)
VIII. Подведение итогов урока (слайд 7)
Что такое прямое и переносное значения слова?
На чем основано переносное значение слова?
Чем метафора отличается от олицетворения? Какое понятие более широкое?
IX. Рефлексия (слайд 8)
Я узнал...
Меня удивило...
Мне понравилось...
У меня получилось...
Теперь я могу...
Мне захотелось…
Мне было трудно…
Домашнее задание
§ 66.
Упр.352.
Рабочая тетрадь: задания 82 – 83 (с. 46).