1 | Организа-ционный этап. Мотивация к учебной деятель-ности. | Нас повсюду окружают предметы, имеющие определенную форму различных геометрических тел. Каких? Назовите эти фигуры. Чтобы правильно ориентироваться в пространстве, чтобы решать практические задачи, нам необходимо знать их свойства. | Слушают учителя, участвуют в повествовании, отвечают на вопросы (мяч, глобус – шар; кружка, рулон бумаги – цилиндр, карандаш – шестиугольная призма; коробка – прямоугольный параллелепипед и т.д.) | Коммуникативные уметь слушать, участвовать в диалоге, следовать правилам поведения и общения. |
2 | Постановка целей и задач урока. | (Слайд №2). На рисунке изображены геометрические фигуры, которые вы называли. Как вы думаете, по какому признаку они разбиты на две группы? На верхнем рисунке изображены многогранники, а на нижнем – круглые тела, т.е. тела вращения. Как называется многогранник, стоящий первым на этом рисунке? Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока. | Отвечают на вопросы (на верхнем рисунке изображены фигуры, поверхность которых состоит из многоугольников, а на нижнем – круглые тела). Слушают учителя, участвуют в повествовании Многогранник, стоящий первым на этом рисунке называется «прямоугольный параллелепипед» Тема – «Прямоугольный параллелепипед». Цель – изучить свойства прямоугольного параллелепипеда | Познавательные: уметь ориентиро-ваться в своей системе знаний Коммуникативные уметь слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформлять мысли в устной форме. |
3 | Актуализа-ция знаний. | (Слайды №2-№3). Термин «параллелепи-пед» заимствован в свя-зи с развитием русской науки в XVI веке из ла-тинского языка, в кото-ром parallelepipedum представляет собой сложение греческих слов parallelos - «парал-лелельный», т.е. «иду-щий рядом», и epipedоn – «поверхность». Объясните, почему прямоугольный параллелепипед получил такое название. Наш кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Как узнать, сколько потребуется материалов для ремонта класса? | Слушают учителя, участвуют в повествовании Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои суждения. | Познавательные уметь ориентиро-ваться в своей системе знаний Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформлять мысли в устной форме. |
4 | Первичное усвоение новых знаний. | (Слайды №4-№6). Покажите на модели прямоугольного параллелепипеда вершины, ребра, грани. (Слайд №7). Задание. С помощью модели, стоящей на парте, ответьте на вопросы: Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда? Какие это фигуры? Сколько вершин? Сколько ребер сходится в каждой вершине? Сколько ребер всего? Проверьте себя (Слайд №8). (Слайд №9). Измерения прямоуголь-ного параллелепипеда – это длины трех ребер, исходящих из одной вершины. Измерьте с помощью линейки длину a, ширину b, высоту c модели. Результаты запишите в тетрадь. (Слайд №10). Что изображено на этом рисунке? Объясните, что такое «куб». №910. Скажите, верно ли, что: - любой куб – это пря-моугольный параллеле-пипед; - некоторые прямоугольные параллелепипеды имеют форму куба; - некоторые пирамиды имеют форму куба; - любой прямоугольный параллелепипед – это куб. (Слайд №11). Прочитайте в учебнике, как обычно изображают прямоугольный парал-лелепипед (№911). Выполните задание этого номера. Если полностью развернуть модель многогранника, то получится плоская фигура, называемая «разверткой». (Слайд №12). Сколько в развертке прямоугольного параллелепипеда прямоугольников? Как они называются? Есть ли среди них равные? Может ли оказаться 3 равных прямоугольника? 4? Какой вид в этом случае имеют другие? 5? 6? Какой вид в этом случае они имеют? Как называется такой параллелепипед? Как, зная измерения прямоугольного параллелепипеда, найти площадь всей его поверхности? (Слайд №13). Как, зная длину ребра куба, найти площадь всей его поверхности? | Работают в парах, записывают в рабочих тетрадях (фиксируют новые термины в речи и знаках). Сверяют результа-ты с эталоном. Работают в парах, записывают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои суждения. Работают в парах, выполняют рисунки в рабочих тетрадях. Сверяют результаты с эталоном. Слушают учителя, участвуют в повествовании. Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои суждения. Записывают в рабочих тетрадях выведенные формулы площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. | Познавательные Уметь структури-ровать знания, использовать знаково-символи-ческие средства для решения задач. Регулятивные: уметь высказывать предположения, формулировать учебную задачу, определять после-довательность целей с учетом конечного результата. Коммуникативныеуметь слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформлять мысли в устной и письмен-ной форме. |
5 | Первичное закрепление новых знаний. | Используя ранее выполненные измерения, найдите площади полной поверхности своих моделей прямоугольного параллелепипеда и куба. | Работают в парах, выполняют вычисления в рабочих тетрадях. Сверяют результаты с эталоном. | Познавательные Уметь структури-ровать знания, использовать знаково-символи-ческие средства для решения задач. Коммуникатив-ные: уметь слу-шать и понимать речь других, участвовать в диалоге, оформлять мысли в устной и письменной форме. |
7 | Рефлексия деятельности | Организует фиксирова-ние нового содержания с помощью вопросов: - Над какой темой работали на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились в ходе урока? Организует самооценку деятельности обучающимися. Оцените свою деятельность на уроке, используя одну из карточек: красную – «отлично», желтую – «хорошо», синюю – «не все получилось». (Слайд №13) | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность вы-полнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятель-ности. |