СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причастный оборот

Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот»

Добро пожаловать!

Добро пожаловать!

Двадцать шестое сентября  Классная работа  О чем эта загадка?  Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я как прилагательное, На все вопросы отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

Двадцать шестое сентября

Классная работа

О чем эта загадка?

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

РАЗМЫШЛЯЕМ… ВСПОМИНАЕМ... Сижу за решеткой в темнице сырой.   Вскормленный в неволе орел молодой,   Мой грустный товарищ, махая крылом,  Кровавую пищу клюёт под окном. (А. С. Пушкин

РАЗМЫШЛЯЕМ… ВСПОМИНАЕМ...

Сижу за решеткой в темнице сырой.  Вскормленный в неволе орел молодой,  Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном.

(А. С. Пушкин "Узник") 

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

(Б. Пастернак «Золотая осень»)

Найдите в словосочетаниях с причастиями

главное слово!

Как отличить причастие от прилагательного? Прилагательные  Причастия  (какой?) образуются от существительных и обозначают признак предмета: деревянный дом, белые ромашки, морская волна…  (какой?) образуются от глаголов и обозначают признак предмета по действию: построенный дом, цветущие ромашки, набежавшая волна… http://aida.ucoz.ru

Как отличить причастие от прилагательного?

Прилагательные

Причастия

(какой?) образуются от существительных и обозначают признак предмета: деревянный дом, белые ромашки, морская волна…

(какой?) образуются от

глаголов и обозначают признак предмета по действию:

построенный дом, цветущие ромашки, набежавшая волна…

http://aida.ucoz.ru

Распределите слова по частям речи Прилагательные:  Причастия: Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный. http://aida.ucoz.ru

Распределите слова по частям речи

Прилагательные:

Причастия:

Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный.

http://aida.ucoz.ru

Проверьте себя Прилагательные:  Причастия:   длинный, красный, простой, круглый, каменный, волчий, добрый, скучный, радостный, яблочный желавший, обучавшийся, летящий, скучающий, засыпанный, развитый, разрушенный, гуляющий, постаревший, пылающий

Проверьте себя

Прилагательные:

Причастия:

длинный, красный,

простой,

круглый, каменный, волчий,

добрый,

скучный, радостный, яблочный

желавший, обучавшийся, летящий, скучающий, засыпанный, развитый, разрушенный, гуляющий, постаревший, пылающий

Наблюдаем и делаем выводы какая? Χ скошенная трава когда? Χ Трава, скошенная вчера - причастный оборот

Наблюдаем и делаем выводы

какая?

Χ

скошенная трава

когда?

Χ

Трава, скошенная вчера

- причастный оборот

РАССУЖДАЕМ, ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ Сижу за решеткой в темнице сырой.   Вскормленный   в неволе орел молодой,   Мой грустный товарищ, махая крылом,  Кровавую пищу клюёт под окном. (А. С. Пушкин

РАССУЖДАЕМ, ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ

Сижу за решеткой в темнице сырой.  Вскормленный   в неволе орел молодой,  Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном.

(А. С. Пушкин "Узник") 

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера .

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

(Б. Пастернак «Золотая осень»)

Обратите внимание, в каких случаях причастный оборот

выделяется запятой.

Сравните! Листья, опавшие с дерева  , шуршат под ногами.  Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.

Сравните!

Листья, опавшие с дерева , шуршат под ногами.

Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.

+ __ __  +  Причастный оборот  ( причастие + зависимые слова)    Листья, опавшие с дерева  , шуршат под ногами. какие? откуда? ~~~~~~~~~~~~~~~~ Листья –  определяемое слово  опавшие с дерева – причастный оборот  Помните:  причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

+

__

__

+

Причастный оборот ( причастие + зависимые слова)

Листья, опавшие с дерева , шуршат под ногами.

какие?

откуда?

~~~~~~~~~~~~~~~~

Листьяопределяемое слово опавшие с деревапричастный оборот

Помните: причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

Найдите причастные обороты:    1) спеющая рожь;  2) лаявшая на людей;  3) расчищенная от снега;  4) читающий мальчик;  5) развевающиеся знамена;  6) очарованный музыкой. Составьте с ними по 2 предложения в тетради Графически выделите причастные обороты

Найдите причастные обороты:

1) спеющая рожь;

2) лаявшая на людей;

3) расчищенная от снега;

4) читающий мальчик;

5) развевающиеся знамена;

6) очарованный музыкой.

Составьте с ними по 2 предложения в тетради

Графически выделите причастные обороты

Задание: распределите словосочетания на две группы  Χ  Χ  прич + сущ прич + сущ Разбросанные ребёнком, растаявшие льдины, освещённая луной, напуганная стуком, рассказанный стариком, в написанных словах, дремлющий океан, прочитавшего книгу, обнаруженный противник, обнаруженный противником Разбросанные ребёнком, освещённая луной, напуганная стуком, рассказанный стариком, прочитавшего книгу, обнаруженный противником Растаявшие льдины, в написанных словах, дремлющий океан, обнаруженный противник

Задание: распределите словосочетания на две группы

Χ Χ

прич + сущ прич + сущ

Разбросанные ребёнком, растаявшие льдины, освещённая луной, напуганная стуком, рассказанный стариком, в написанных словах, дремлющий океан, прочитавшего книгу, обнаруженный противник, обнаруженный противником

Разбросанные ребёнком,

освещённая луной,

напуганная стуком,

рассказанный стариком,

прочитавшего книгу,

обнаруженный противником

Растаявшие льдины,

в написанных словах,

дремлющий океан,

обнаруженный противник

Каким членом предложения является причастный оборот? Причастный оборот = определение Причастный оборот, выделенный запятыми = обособленное определение

Каким членом предложения является причастный оборот?

Причастный оборот = определение

Причастный оборот, выделенный запятыми = обособленное определение

Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер. (9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение. (10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада. ~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~ 10

Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение. (10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада.

~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~

10

Среди предложений 32 – 36 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер. (32)Королёв безмерно гордился подвигом Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному. (33) Один из его друзей и соратников, удивлённый ликованием Королёва, спросил как-то раз: (34) - Сергей Павлович, неужели ты считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем это сделал Гагарин? (35) - Ничуть! — горячо откликнулся Королёв. (36) - Быть может, наступит время, когда каждый из них превзойдёт Гагарина. ~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~ 33

Среди предложений 32 – 36 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(32)Королёв безмерно гордился подвигом Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному. (33) Один из его друзей и соратников, удивлённый ликованием Королёва, спросил как-то раз:

(34) - Сергей Павлович, неужели ты считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем это сделал Гагарин?

(35) - Ничуть! — горячо откликнулся Королёв. (36) - Быть может, наступит время, когда каждый из них превзойдёт Гагарина.

~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~

33

Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! - Мне всё понятно, я всё усвоил ? - Я понял, но мне надо еще потренироваться - - Я ничего не понял

Выберите условные знаки,

соответствующие

вашей работе на уроке

!

- Мне всё понятно, я всё усвоил

?

- Я понял, но мне надо еще потренироваться

-

- Я ничего не понял