СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и мотивации девиантного поведения детей и подростков. Методы коррекции по средствам искусства. Арт-терапия.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины и мотивации девиантного поведения детей и подростков. Методы коррекции по средствам искусства. Арт-терапия.

 Денисова И.А.- учитель ИЗО

МАОУ СОШ № 45

г. Калининград  2014год (слайд1)

Нормальное поведение  подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации.

Девиантное поведение -  действия и поступки людей, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения.(слайд 2)

  1. Проявления девиантного поведения: агрессия;
  2. отклонение от учебы;
  3. уходы из дома;
  4. пьянство и алкоголизм;
  5. наркотизация;
  6. антиобщественные действия;
  7. попытки суицида. .(слайд 3)

Факторы, влияющие на возникновение  девиантного  поведения:

Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам

  1. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные

требования к себе.

Трудности в общении со сверстниками  в школе и на улице

  1. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию

приятелям.

  1. Навязчивые формы поведения;  азартная и компьютерная

 игромания.

  1.   Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями,

 мозговая патология.

  1. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
  2. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье. .(слайд 4)

Характеристики семей, вызывающих

 девиантное  поведение детей:

  1.  семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
  2.  семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия
  3. семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку;
  4.  семьи с авторитарным воспитательным воздействием направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;
  5.  семьи с чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. .(слайд 5)

Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938), при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. .(слайд 6)

Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология использует «язык» виртуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны.(слайд 7)

Основными функциями арт-технологий являются:

катаристическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки);

профилактическая. (слайд 8)

Суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит своё внешнее выражение, доводиться до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние клиента.

Реабилитационные и коррекционные возможности искусства по отношению к подростку связаны прежде всего с тем, что является источником новых позитивных переживаний подростка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей и подростков, активизация потенциальных возможностей ребёнка в художественной практической деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Социально-педагогическое направление реабилитационной, профилактической, коррекционной работы с подростками посредствам искусства осуществляется двумя путями:

  • путём воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
  • путём деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализовано-игровой). (слайд 9)
  • На уроках ИЗО и Искусства достаточно часто  подростки работают в технике «коллаж». Во  время работы учащимся предлагается возможность самим выбирать средства для изобразительной работы (карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски, постеры, журналы, газеты, ленты, ткань и т.д.). Использование техники коллажа  помогает подросткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт подросткам чувство защищённости, поскольку они не так отожествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. (слайд 10)

Арт-технологию можно разделить на две основных группы: индивидуальная и групповая. Обе эти формы работы активно применяются на уроках ИЗО. (слайд 11)

Все виды искусства, с которыми ребёнок с проблемами соприкасается  влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Реабилитационный и коррекционный эффект воздействия искусства на ребёнка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить в новый путь отношений с окружающим миром. (слайд 12)

Интернет-ресурсы: http://www.inflora. https://ru.wikipedia http://psihomed.com (слайд 14)