СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причины и мотивы девиантного поведения подростков"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины и мотивы девиантного поведения подростков

 

Девиантным принято называть поведение, которое никак не отвечает общепризнанным меркам и ролям. Отметим, что девиантное поведение наиболее характерно, в современном обществе, для подростков как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В настоящее время выделяют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из многообразного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Так, социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепризнанных, усредненных стереотипов поведения и акцентирует внимание на двух типах

Просмотр содержимого документа
«"Причины и мотивы девиантного поведения подростков"»


Государственное образовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты





Причины и мотивы девиантного поведения подростков




Педагог-психолог:

Желонкина Ю. В.








2021 год







2021год



























Причины и мотивы девиантного поведения подростков


Девиантным принято называть поведение, которое никак не отвечает общепризнанным меркам и ролям. Отметим, что девиантное поведение наиболее характерно, в современном обществе, для подростков как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В настоящее время выделяют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из многообразного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Так, социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепризнанных, усредненных стереотипов поведения и акцентирует внимание на двух типах девиантного поведения: созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – осуществление человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от преобладающих в социуме общепринятых правил и социокультурных ожиданий и норм. Вследствие этого данный подход определяет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступным поведением, которое является запрещенным законом, уголовно наказуемым, а так же одной из форм представленного вида девиантного поведения. Существование неблагоприятных анатомических или физиологических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию предполагает биологический подход, а именно:  генетические (передающееся по наследству). Это могут быть дефекты слуха и зрения, нарушения умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы;  психофизиологические, которые связанны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, психофизиологических нагрузок, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к разным аллергическим, соматическим, токсическим заболеваниям;  физиологические, охватывающие дефекты речи, недостатки конституционно-

соматического склада человека, внешнюю непривлекательность, вызывающее негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений подростка среди сверстников, в коллективе. Психологический подход исследует девиантное поведение в связи с блокированием личностного роста, внутриличностным конфликтом, деструкцией и разрушением личности, также состояниями умственных дефектов, дегенаративности психопатии. Причина формирования девиаций в развитии и поведении подростка может быть недостаточная сформированность функциональных систем мозга, которые обеспечивают развитие высших психических функций. Отклонения такого рода трактуются в рамках неврологии и нейропсихологии. Впрочем, в большинстве случаев необычные формы поведения, которые отличны от какого-либо понимания о норме, объединяют с особенностями личности или ее характера. Социально-психологический подход разъясняет причины, влияющие на происхождение отклоняющегося поведения, как результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Таким образом, девиантное поведение подростков – это отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов поведение, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поступки, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени. Говоря о причинах девиантного поведения, стоит отметить, что они носят биопсихический, а не социальный характер. Так, например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий. Социальные

роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого – развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Американский социолог Р. Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.

Следует выделить следующие причины девиантного поведения подростков: 1.Индивидуально-психологические особенности подростков, которые способствуют формированию девиаций в поведении. Такие особенности в основном складываются вследствие ошибочного, неудовлетворительного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.

  1. Акцентуации характера подростка. Отдельные черты характера подростка чрезвычайно усилены, так же при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств эти подростки иначе реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают в стандартной ситуации.

  2. Подростковый кризис, стремление к взрослости, на плане противоречий психического и физиологического развития. Чаще всего неадекватное, вызывающее поведение в подростковом возрасте закрепляется и укореняется в результате неграмотного, неправильного реагирования родителей, учителей и других взрослых. Подростковый возраст в первую очередь разоблачает психологические проблемы их родителей.

  3. Негативное влияние стихийного группового общения в формировании личности. Основной вид деятельности подростков – общение, хоть они зачастую не делают это грамотно и конструктивно. Стоит отметить, что грамотному и конструктивному общению подростков специально никто не учит, оттого в основном источниками научения выступают образцы общения, как семейные, так и заимствованные из кино.

  4. Социально-педагогические причины. В функционально несостоятельных семьях противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте проявляется особенно остро. К таким семьям следует отнести: педагогически пассивные, педагогически несостоятельные, конфликтные, криминальные, антипедагогические. И если школа обычно подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, то этим она только закрепляет девиантное поведение подростков.

  5. Другой причиной девиаций в поведении выступает школьная дезадаптация. Педагогические ошибки могут стать толчком для психосоциальных проблем личности дезадаптирующего характера, которые могут стать основой для различного рода отклонений психосоциального развития в подростковом возрасте резко, и изменяют их поведение в негативную сторону.

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Переходный возраст рассматривается не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

Используемая литература:

  1. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков [Текст] / А.Е.Личко. − М.: Медицина, 2011. – 124 с. 59.

  2. Мельникова, Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста / Э.Б.Мельникова. − М.: БЕК, 2012. – 303 с. 60.

  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д.Менделеевич. − СПб.: Речь, 2014. – 445 с. 61.

  4. Мольц, М. Я – это Я, или как стать счастливым М.Я.Мольц. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 187 с.