Причины и особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Агрессия может быть обусловлена четырьмя категориями: врожденными побуждениями, потребностями, вытекающими из внешних стимулов, познавательными и эмоциональными процессами, а также социальными условиями в сочетании с предшествующим научением.
Существует ряд теоретических подходов к агрессии, в число которых входит теория влечения, предложенная Зигмундом Фрейдом. Согласно этому подходу, агрессивное поведение является инстинктивным и неизбежным проявлением инстинктов влечения к смерти и сексуального влечения. Возникающий между ними конфликт решается с помощью механизмов, таких как смещение. Одним из средств снижения вероятности опасных действий может быть внешнее проявление эмоций, соответствующих агрессии.
В соответствии с Лоренцом, агрессивное поведение протекает из врожденного инстинкта выживания, наличие которого свойственно не только человеку, но и другим формам жизни. Мнение Лоренца заключается в том, что агрессивная энергия возникает спонтанно, постепенно накапливаясь в организме, и, чем больше ее накопилось, тем меньше стимулов требуется для ее проявления в виде агрессии. Однако осуществление действий по сдерживанию агрессии возможно благодаря наличию такого сдерживающего начала, которое препятствует нападению на других. В рамках своей теории Лоренц также приводит примеры того, как любовь и дружеские отношения могут помочь блокировать проявления агрессии.
Фрустрационная теория, также известная как гомеостатическая модель, отличается от предыдущих двух теорий тем, что рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Согласно этой теории, фрустрация всегда вызывает агрессивную реакцию, а агрессия, в свою очередь, всегда является результатом фрустрации. Чем больше субъект ожидает получения удовольствия и чем сложнее препятствия, тем сильнее будет его толчок к агрессивному поведению. Если фрустрации повторяются, их сила может накапливаться, в результате чего может возникнуть более сильная агрессивная реакция. Однако Доллард и его коллеги выяснили, что индивидуумы не всегда реагируют на фрустрацию агрессией, главным образом из-за опасения наказания. В этом случае агрессивные действия могут быть смещены на других людей, чья атака связана с меньшим риском наказания. Таким образом, люди, которые боятся наказания за агрессию против фрустраторов, могут перенаправлять свою агрессию на других людей.
В соответствии с бихевиоральной моделью теории социального научения, агрессия возникает из-за усвоения определенного поведения в процессе социализации через наблюдение за соответствующими образцами действий и социальную подкрепление. Она уделяет большое внимание обучению и первичным посредникам социализации, то есть родителям, которые могут выступать в качестве модели агрессии и повлиять на поведение детей. Кроме того, теория утверждает, что человек узнает широкий диапазон агрессивных реакций через прямое поощрение такого поведения. Результативная агрессия также может быть сильным побудителем, а также викарный опыт, когда человек наблюдает поощрение агрессии у других. Агрессия может быть стимулирована социальным поощрением и наказанием, а также самопоощрением и самонаказанием. Однако данная теория предоставляет больше возможностей для предотвращения и контроля человеческой агрессии.
В прогнозировании агрессивного поведения наиболее эффективной является теория социального научения, особенно при наличии данных о ситуации социального развития и агрессоре. Для уменьшения агрессивных действий можно использовать положительное подкрепление неагрессивного поведения, ориентировать человека на позитивную модель поведения и изменять условия, стимулирующие агрессию.
Возможны три причины агрессивного поведения у младших школьников: воздействие агрессивного поведения семьи, индуцирование агрессивного фона учителем и характерологические особенности ребёнка (например, гипервозбудимость и склонность к аффективным вспышкам).
У детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением есть определенные черты, включая низкий уровень дохода, примитивные ценности, ограниченные интересы и отсутствие увлечений. Такие дети часто имеют несбалансированную самооценку, высокую внушаемость, страх перед социальными контактами, эмоциональную неотзывчивость, склонность к имитированию, недовольство сверстниками и взрослыми, повышенную тревожность, эгоцентризм и неумение управлять своим поведением в сложных ситуациях. Некоторые агрессивные дети могут быть интеллектуально и социально развитыми, используя свою агрессивность для повышения своего статуса и демонстрации взрослости. Однако, зная причины агрессии детей младшего школьного возраста, можно ее предотвратить, что проще, чем пытаться вывести ребенка из данного состояния. Важно, чтобы родители проявляли любовь и преданность своим детям, стремились к их благополучию и обращали внимание на их потребности и желания.
Родители, воспитывая своих детей, зачастую не соблюдают последовательности. Они навязывают свои правила и нормы поведения, но затем могут изменить свою линию и снова навязывать ее детям. Это вызывает у ребенка путаницу, злость и агрессию к родителям и другим людям. Неподходящее поведение родителей никогда не приведет к тому, что ребенок захочет стать лучше и что-то хорошо сделать.
Родители могут использовать обидные слова, насмешки, физическое насилие, запреты и несправедливые требования, что лишь жестоко затвердевает детей. Взрослея, дети могут ответить на родительское поведение такой же монетой, что часто является следствием недостаточного воспитания. Родители часто неосознанно одобряют агрессивное поведение своих детей, советуя им применять насилие к обидчикам, что стимулирует недоверие к детям из неблагополучных семей и может вызывать межнациональную разницу.
В ходе агрессии дети и подростки часто направляют свои действия на своих близких, таких как родные и друзья, что является своеобразным проявлением «самоотрицания», поскольку нарушает кровные связи, необходимые для существования человека. Не все агрессивные дети воспитываются в семьях с неблагополучной обстановкой, многие из них имеют состоятельных и заботливых родителей. При этом причиной возникновения агрессии может не быть реальный повод.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста существуют диагностические критерии агрессивности, включающие потерю контроля над собой, споры и ругань, намеренное раздражение взрослых и другие проявления. Если в течение шести месяцев и более у ребенка одновременно устойчиво проявляются не менее четырех критериев, то можно говорить, что он обладает агрессивностью как качеством личности и относиться к категории агрессивных детей.
Существуют психологические особенности, которые способствуют проявлению агрессивного поведения. В их числе – низкий уровень интеллекта и коммуникативных навыков, отсутствие игровой активности, низкая самооценка и проблемы в отношениях со сверстниками. Однако, не ясно, какие именно из этих особенностей играют важную роль в появлении агрессивности у школьников. Известно, что среди агрессивных школьников относительно больше тех, кто не умеет играть. Агрессивное поведение является разрушительным и негативно влияет на окружающих, самого человека или на какой-либо объект. Причины агрессивности могут быть связаны как с личностными особенностями человека, так и с условиями его жизнедеятельности.
В настоящее время проявление агрессии среди младших школьников становится обыденным явлением, требующим серьезной педагогической работы. Развитие младшего школьного возраста сопряжено с непостоянством установок и морально-нравственных качеств, большой подверженностью внешним факторам эмоциональной сферы и значительным количеством возрастных и социокультурно обусловленных форм агрессии.
Современный мир, насыщенный инновационными технологиями, экономической, политической, культурной и нравственной нестабильностью, предоставляет младшим школьникам все больше источников агрессии в виде психологических стрессоров. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста, как правило, проявляется в форме драк, оскорблений, физических нападений и порче имущества.
В современном обществе наблюдается тенденция формирования и развития проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. При этом данный вид поведения проявляется не только в социуме, но в семейных отношениях при взаимодействии с родителями и иными членами семьи.
Именно поэтому важно определить какие именно факторы влияют на формирование и дальнейшее становление агрессивного поведения детей.
Дети черпают представление об агрессии в основном из семьи. Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства или предоставляющие слишком много свободы, доходя до того, что вообще не уделяют внимание ребенку [17].
В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма [18]:
Основными факторами в контексте детско-родительских отношений, определяющими возникновение агрессии у детей, являются:
социально неприемлемый образ жизни родителей;
отсутствие должного контроля и внимания со стороны родителей;
отсутствие интереса по отношению к детям;
специфика отношений между родителями;
противоречивость в рамках выбора типа воспитания.
Если в семье наблюдаются нестабильные детско-родительские отношения, которые проявляются в непослушании, отсутствии склонности к договорным отношениям, то у детей можно отметить такие действия в поведении, как: демонстрация силы и угроз, негативизм, оппозиция, действия в вербальном, косвенном и символическом плане, создающие психологический дискомфорт, активные физические действия, аутоагрессия, причиняющие существенный вред.
Индивидуальные формы проявлений агрессивности у детей обусловлены спецификой влияния типов родительского отношения, а именно:
доминирующая «авторитарная гиперсоциализация» влечет ее проявления в форме косвенной агрессии;
психологический тип «отвержение» или психологическое дистанцирование - в форме негативизма.
Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в младшем школьном возрасте, - это игры потасовки.
Особое внимание в современной литературе уделяется связи между личностными (индивидуальными) переменными и агрессивным поведением, так как черты характера играют важную роль в определении вероятности того, кем станут определенные дети - агрессорами или жертвами. Кроме того, существует мнение, согласно которому агрессивное по ведение совпадает со специфической структурой личности ребенка и поэтому информация об этом может быть полезна для понимания и прогнозирования его поступков.
Итак, основными причинами, влияющими на формирование и развитие агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, являются:
семья в аспекте родительских отношений; игра как более удобная форма проявления борьбы; средства массовой информации, демонстрирующие агрессию.
В процессе проведенного теоретического анализа психологических исследований агрессивности у детей младшего школьного возраста мы определили следующее:
Агрессивность рассматривается с разных позиций во многих исследованиях. В большинстве случаев агрессивность позиционируется как деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам общепринятого характера.
Агрессивность может проявляться на разных этапах онтогенеза. В младшем школьном возрасте проявление агрессивности связано со следующими ситуациями: привлечение к себе внимания сверстников; ущемление достоинств другого человека с целью подчеркнуть свое превосходство; защита и месть; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.
Ведущим фактором, влияющим на формирование агрессивного поведения, является семья. Это связно с тем, что в современных социально-экономических условиях трансформируется семья как социальный институт. Это приводит к тому, что ценность семьи и семейного воспитания теряет значимость, родители перестают выполнять функцию воспитания по отношению к своим детям в силу объективных обстоятельство (отсутствие времени, необходимость материального обеспечения и т.п.), а также субъективных (нежелание учувствовать в воспитании детей, проявление эгоизма или безответственности и т.п.).