Расширять и систематизировать эмпирические знания детей об алкоголе; создание условий для формирования умения рассуждать;
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Вводная часть |
организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию |
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | примечание |
Рассаживаются, показывают готовность к занятию, смотрят, слушают | Я расскажу вам трагическую историю аэростата «Зенит», которая случилась 15 апреля 1875 года. Это была эпоха начала освоения неба. 3 французских инженера Гастон Тиссанье, Жозеф Кроче-Спинелли, Теодор Сивель решили зафиксировать рекорд высоты подъема на воздушном шаре. На высоте 7 километров командир экипажа Тиссанье посоветовался со спутниками, продолжать ли подъём. Они согласились. Тиссанье сбросил несколько мешков с песком, аэростат быстро заскользил вверх. Самочувствие у всех было приподнятое, радостное. «Мне никогда не было так хорошо», — рассказывал потом Тиссанье, — я ощущал, что погружаюсь в сон: лёгкий, приятный, без сновидений». В последний момент необычность ощущений всё-таки обеспокоила опытного аэронавта и, уже теряя сознание, он открыл клапан своего кислородного прибора. Очнулся Тиссанье через час с головной болью. Он попытался двинуться. Тело не подчинялось ему, он с трудом поднял руку. С громадными усилиями он добрался до своих спутников, оба были без сознания, на безжизненно белых лицах застыла странная улыбка. Кислородные приборы были не тронуты. Эта застывшая радость повергла в ужас даже смелого аэронавта Тиссанье. Ему всё-таки удалось посадить аэростат. Энергичные меры врачей спасли ему жизнь. Остальные двое участников полёта погибли, не приходя в сознание. Трагическая история «Зенита» казалась загадочной современникам полёта. Оказалось, что чем больше высота, тем больше опасность умереть от гипоксии – недостатка кислорода. Аэронавты были взрослые, грамотные люди, инженеры, они были уверены, что почувствуют недостаток кислорода и успеют включить кислородные приборы. В этом и была их ошибка. Им помешала сопутствующая гипоксии эйфория – совершенно необоснованное состояние блаженства, восторга, но только радость это не настоящая, а опасная иллюзия, потому что на самом деле человек просто перестает понимать происходящее. Из-за того, что кислорода крайне мало, организм существует в экономном режиме, мыслительные процессы заторможены и восприятие реальности искажено. Человек чувствует себя хорошо, он весел, возбуждён. Однако достаточно небольшого усилия, одного резкого движения — и человек теряет сознание. Как удалось установить, Тиссанье и его товарищи достигли высоты 8600 метров, а о высоте в 8 км в справочниках написано: грозит смерть. Интересно, что сам человек обычно не замечает нарушений нормальной деятельности организма, вызванных гипоксией. Более того, чем слабее становится сознание, тем спокойнее, увереннее он себя чувствует. Если ему сказать, что он плохо соображает, он будет утверждать противное. То есть ему кажется, что все хорошо, у него иллюзия благополучия. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 |
мотивационно-целевой момент. Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы |
Отвечают: наркотики, алкоголь Делятся опытом Настраиваются на разговор Выбирают цель | Давайте обратим внимание на состояние эйфории. Вам такие симптомы ничего не напоминают? То же радостное, возбуждённое состояние, та же неспособность критически оценивать свои действия, переоценка своих сил («море по колено»). Мы видим, что состояние при кислородном голодании очень напоминает алкогольное опьянение. И верно, причины эйфории – гипоксия, мозговые нарушения, наркотики и алкоголь. Алкоголь в нашей жизни присутствует очень активно. Кто из вас пробовал алкоголь? Считаете себя взрослыми? Поэтому сегодня, за этим круглым столом, мы по-взрослому поговорим об алкоголе и его роли в нашей жизни. Вы сможете узнать: Как алкоголь влияет на организм; Кому выгодно наше пьянство; Почему все думают, что пить надо; Почему употребление алкоголя по праздникам – это ловушка для простаков. Пусть каждый выберет свою цель и отметит ее на листочке, но помните, что в конце занятия вам придется на этот вопрос ответить. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
II. Основная часть. Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия |
Упражнение «Продолжи мысль» - работа в группах Игра «логическая цепочка» - работа в парах отвечают Отвечают: Спорт, вкусная еда, любимое занятие, позитивное общение | Влияние алкоголя на организм. Все знают, что спирт – растворитель, которым обезжиривают поверхности перед дальнейшей обработкой – склеиванием, покраской и т.д. Так ведь и в организме спирт ведет себя как растворитель! В обычном состоянии эритроциты крови покрыты тонким слоем жира, который не дает им слипаться, а спирт удаляет этот слой, и эритроциты слипаются, образуя более крупные по размерам шарики – тромбы. Чем больше выпито спирта, тем больше сгустков, которые проходят по сосудам, пока могут пройти, а потом сосуд закупоривают. Что происходит с мелкими капиллярами? Они оказываются перекрытыми и отмирают со временем. А вот что происходит с этими органами, мышцами, суставами без кровеносных сосудов? Итак, веселье, связанное с приёмом алкоголя, имеет в основе гипоксию вместе с эйфорией, которая приводит к онемению, а потом и отмиранию участков головного мозга. Существует и прямой механизм разрушения клеток. Оболочки человеческих клеток сплошь состоят из жировых молекул. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки, другая молекула алкоголя. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем. Какие последствия ожидают человека, если задета клетка пищевода?.. Вы скажете, клеток у нас много, можно и попить. Есть у человека клетки, которые надо очень и очень сильно беречь. Это так называемые «половые» клетки, те клетки, из которых могут быть зачаты и родиться дети. Скажите мне теперь, как действует алкоголь на организм: как пища, как лекарство или как яд? Вывод: Мы приходим, таким образом, к важному выводу, что алкоголь – это невидимое, но очень мощное оружие, способное лишить человека разума. Это яд, который искажает представление о реальности и дает ощущение удовольствия. БЕЗВРЕДНЫХ ДОЗ АЛКОГОЛЯ НЕТ В ПРИНЦИПЕ. А скажите мне, можно ли более безопасно получить ощущение удовольствия? Так ли уж необходим нам алкоголь? А праздник без спиртного кто-то себе представляет? | Слайд 7 Видео Слайд 8 Слайд 9 Видео Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Анализируют плакат Рассуждают | Социальные последствия. После каждой, поступившей в организм дозы алкоголя, человек обязательно становится глупее. Процесс этот происходит постепенно и незаметно для самого человека. Ведь какая-то информация оказалась утраченной в связи с гибелью нейронов, человек не может этой информацией оперировать. Замечает он свою деградацию? Нет. Зато кому рано или поздно её приходится заметить? — семье, родственникам, сослуживцам, соученикам, врачам, наконец. Посмотрите на картинку. Чем рискует пьющий человек? Если выпивка разрушает мозг, память, привычки, - человек теряет ориентацию в мире, у него меняется система ценностей. Какие у человека теперь главные ценности? Стремление к застолью с алкоголем, ожидание новой выпивки – вот теперь главные ценности. Можно ради своей новой ценности соврать? Можно украсть? Что человек теряет, подружившись с алкоголем? Что происходит с доверием к этому человеку? Может он потерять семью? Друзей? Работу? Жилье? Свободу? И самое страшное социальное последствие – рождение больных детей. | Слайд 13 видео |
Приводят свои версии | Пришла пора для вопроса: кому выгодно, чтобы как можно больше людей употребляли алкоголь. Во-первых, это производители алкоголя. Во-вторых, торгующие организации, продавцы алкоголя. В-третьих, государство собирает свою долю в виде налогов с продаж – акциз, НДС, другие сборы. В трудные времена государство обычно поправляет свой бюджет за счет народа, и не всегда это выглядит красиво. Поэтому у каждого должна быть своя голова на плечах. И, последнее, - это соседние государства, которым совсем не нужна сильная Россия. А, скажите, нам с вами пить выгодно? Совсем нет. | Слайд 14 видео Слайд 15 |
Смотрят видео статистику | Но мы пьем. | Видео |
Приводят свои версии ответа Ищут альтернативу вопросу-ловушке | Почему мы пьем? Есть лишь 3 причины, почему алкоголь так активен в нашей жизни. И первая причина – его доступность. Доступная цена, продается во всех гастрономах целый день, и как только тебе исполнилось 18 – пей на здоровье! Окружающие страны свое население берегут, у них алкоголь дороже, продается только в спец. магазинах и только половину дня, а возраст для употребления алкоголя ограничен 21 годом. А еще у нас процветают самогоноварение и нелегальная продажа, что вообще невозможно за рубежом. Очень важный фактор – общественное мнение. Людей годами убеждают, что пить – нужно! Фильмы, книги, ТВ, реклама учат нас пить красиво. Ведь как средства массовой информации ставят перед нами вопрос: ты хочешь стать алкоголиком или пить культурно по праздникам? А ведь этот вопрос не оставляет нам выбора: много или мало, но пить надо. Кому-то очень не нужно, чтобы мы перестали пить. Как надо сформулировать вопрос, чтобы был настоящий выбор: ты хочешь прожить счастливую жизнь, трезвую жизнь, или хочешь спиться и стать алкашом. | Слайд 16-19 Слайд 20 Слайд 21 |
Анализируют график Воспринимают образы | Вот, посмотрите, зеленая линия – здоровый образ жизни, ни капли алкоголя, а красная линия – алкоголизм, полная зависимость. И между ними желтая – это та самая зона культурного пития. Всем видно, что она – наклонная? На этой линии очень трудно удержаться, из 100 человек удерживаются только двое, остальные 98 скатываются в алкоголизм. Давайте эту линию рассмотрим подробнее , мы заметим на ней 3 ступеньки, тоже наклонные, и посмотрите, куда они ведут: вверх, к развитию, или вниз, к деградации. На самой верхней, первой ступеньке – Герой: хочу – пью, хочу – не пью! Вторая ступенька пониже, на ней – Злой: хочу пить и пью! На самой нижней ступеньке – несчастный человек: не могу не пить! Все, петля затянулась, ловушка захлопнулась! Вы помните, весь процесс вовлечения сопровождается эйфорией, и люди не отдают себе отчета, когда это они успели перешагнуть на другую ступеньку. | Слайд 22 Слайд 23 |
Объясняют фразу | И вот перед нами конвейер – движущаяся замкнутая лента. На ней – люди, обычные люди, пьющие только по праздникам. Тех, кто только вступил на ленту, конвейер заливает пивом и джин-тоником, потом – дорогие напитки, примерно в середине – самогон, ближе к концу ленты – денатурат и стеклоочиститель. А что потом? Потом человек падает в могилу. Но на конвейере всегда будут люди, потому что зависимость от алкоголя начинается тогда, когда ты увидишь стопку в руках своих родителей. Поэтому, чтобы у ваших детей был выбор, вы не должны пить ни капли. | Слайд 24 Слайд 25 |
III. Заключительная часть. Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия |
Рассказывают о достижении поставленных личных целей | Давайте вернемся к нашим целям на сегодняшнее занятие. Расскажите, что вы сегодня узнали. Известный писатель и очень умный человек Бернард Шоу сказал: «Тот, кто пьет вино и пиво, мочится в унитаз собственными мозгами». Вы согласны? А теперь послушаем полную боли песню об ушедших друзьях. | Слайд 26 Слайд 27 Песня «Ромашки» |