СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины и проявления речевых нарушений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для педагогов ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Причины и проявления речевых нарушений»

- индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое развитие (после рождения).

- индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое развитие (после рождения).

0-3 месяца Наряду с рефлекторным плачем появляются звуки, отражающие различные эмоциональные состояния . Крик приобретает интонационную выразительность. Появляются гуление, смех .  3 - 6 месяцев Гуление: есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному.

0-3 месяца

Наряду с рефлекторным плачем появляются звуки, отражающие различные эмоциональные состояния .

Крик приобретает интонационную выразительность.

Появляются гуление, смех .

3 - 6 месяцев

Гуление: есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному.

6-9 месяцев Лепет: не у всех детей; может запаздывать. 6 мес. произносит сочетания губных и гласных звуков, сочетания язычных и гласных. происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность (механизм слогообразования). с 7 месяцев лепет приобретает социализированный характер.  9 -12 месяцев Понимание речи: больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

6-9 месяцев

Лепет: не у всех детей; может запаздывать.

6 мес. произносит сочетания губных и гласных звуков, сочетания язычных и гласных. происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность (механизм слогообразования).

с 7 месяцев лепет приобретает социализированный характер.

9 -12 месяцев

Понимание речи: больше реагируют на

общую ритмико-мелодическую структуру

слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (глаза в глаза, очередность высказываний, ритуалы приветствия и прощания) хорошее понимание обращенной речи завершение лепетной стадии и появление первых слов сформированность базовых навыков глотания и жевания.
  • первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (глаза в глаза, очередность высказываний, ритуалы приветствия и прощания)
  • хорошее понимание обращенной речи
  • завершение лепетной стадии и появление первых слов
  • сформированность базовых навыков глотания и жевания.
 Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания). Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.

Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции.

Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные,

звукоподражания).

Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.

Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции.   Словарь – до 200 слов. Активно стремится к речевому контакту со взрослым, обращается с просьбами, формируется интонационная стороны речи (интонация требования, вопроса).

Понимание речи – удерживают в памяти и

выполняют двухступенчатые инструкции.

Словарь – до 200 слов.

Активно стремится к речевому контакту со

взрослым, обращается с просьбами,

формируется интонационная стороны речи

(интонация требования, вопроса).

Активно используются изобразительные, указательные жесты . Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. (тенденция к смягчению). Заканчивается формирование фонематического слуха.

Активно используются изобразительные,

указательные жесты .

Слоговая структура – 2-3х сложные слова.

Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х.

(тенденция к смягчению).

Заканчивается формирование фонематического

слуха.

Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»  Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – свистящие звуки; устойчивые замены. Особое внимание – искажениям!

Активность в речи и познавательной

деятельности. Любимое слово: «Почему?»

Словарь – до 1000 слов.

Звукопроизношение – свистящие звуки;

устойчивые замены.

Особое внимание – искажениям!

Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчиненные предложения.  «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы . Речь ситуативная. Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминает.

Осваиваются основные грамматические

категории. Не понимают и не конструируют сложноподчиненные предложения.

«Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы .

Речь ситуативная.

Активно развивается самокоммуникация,

эгоцентрическая речь.

Большой интерес к детским текстам: стихи,

сказки. Хорошо запоминает.

Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи.  Хорошо развита лексико-грамматическая сторона речи . Пользуются и сложноподчиненными предложениями. Активное становление монолога (описание, повествование).  Речь контекстная (вымыслы, планирование будущего).

Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи.

Хорошо развита лексико-грамматическая сторона речи . Пользуются и сложноподчиненными

предложениями.

Активное становление монолога (описание, повествование).

Речь контекстная (вымыслы, планирование будущего).

Эгоцентрическая речь свертывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением . Формируется чувство языковой нормы.  Сформированы предпосылки к овладению чтением .

Эгоцентрическая речь свертывается во внутренний план.

Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением .

Формируется чувство языковой нормы.

Сформированы предпосылки к овладению чтением .

(греч. логос – слово, пайдо - воспитываю) – воспитание речи.  это отрасль специальной педагогики, изучающая нарушения речи, методы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
  • (греч. логос – слово, пайдо - воспитываю) – воспитание речи.
  • это отрасль специальной педагогики, изучающая нарушения речи, методы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
 Наследственные Приобретенные генетические аномалии внутренние (биологические) внешние (социально-психологические) Внутриутробные патологии в пренатальный, натальный и период раннего развития В постнотальный период: сильные стрессы и испуги, неблагоприятное речевое окружение и воспитание, недостатки эмоционального общения и коммуникации, а также если ребенок растет в семье билингвов

Наследственные Приобретенные

генетические аномалии

внутренние (биологические)

внешние (социально-психологические)

Внутриутробные патологии в пренатальный, натальный и период раннего развития

В постнотальный период: сильные стрессы и испуги, неблагоприятное речевое окружение и воспитание, недостатки эмоционального общения и коммуникации, а также если ребенок растет в семье билингвов

организация полноценной речевой среды; нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; выработка правильного речевого выдоха; работа с общей и мелкой моторикой; развитие фонематического слуха; познавательное развитие.
  • организация полноценной речевой среды;
  • нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
  • выработка правильного речевого выдоха;
  • работа с общей и мелкой моторикой;
  • развитие фонематического слуха;
  • познавательное развитие.
педагог принимает непосредственное участие в комплексной коррекционной работе по предупреждению и устранению недостатков речи у детей (нарушений звукопроизношения, развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи); в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, используя предоставленный им методический материал (учебные задания, упражнения и др.), участвует в работе по закреплению навыков правильной речи ; ведет контроль за речевой деятельностью детей на учебных занятиях и во внеучебное время; участвует в организации педагогической работы родителей по закреплению навыков правильной речи, формируемой у детей на логопедических занятиях и занятиях общеобразовательного цикла.
  • педагог принимает непосредственное участие в комплексной коррекционной работе по предупреждению и устранению недостатков речи у детей (нарушений звукопроизношения, развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи);
  • в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, используя предоставленный им методический материал (учебные задания, упражнения и др.), участвует в работе по закреплению навыков правильной речи ;
  • ведет контроль за речевой деятельностью детей на учебных занятиях и во внеучебное время;
  • участвует в организации педагогической работы родителей по закреплению навыков правильной речи, формируемой у детей на логопедических занятиях и занятиях общеобразовательного цикла.