- индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое развитие (после рождения).
0-3 месяца
Наряду с рефлекторным плачем появляются звуки, отражающие различные эмоциональные состояния .
Крик приобретает интонационную выразительность.
Появляются гуление, смех .
3 - 6 месяцев
Гуление: есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному.
6-9 месяцев
Лепет: не у всех детей; может запаздывать.
6 мес. произносит сочетания губных и гласных звуков, сочетания язычных и гласных. происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность (механизм слогообразования).
с 7 месяцев лепет приобретает социализированный характер.
9 -12 месяцев
Понимание речи: больше реагируют на
общую ритмико-мелодическую структуру
слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.
- первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (глаза в глаза, очередность высказываний, ритуалы приветствия и прощания)
- хорошее понимание обращенной речи
- завершение лепетной стадии и появление первых слов
- сформированность базовых навыков глотания и жевания.
Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции.
Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные,
звукоподражания).
Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.
Понимание речи – удерживают в памяти и
выполняют двухступенчатые инструкции.
Словарь – до 200 слов.
Активно стремится к речевому контакту со
взрослым, обращается с просьбами,
формируется интонационная стороны речи
(интонация требования, вопроса).
Активно используются изобразительные,
указательные жесты .
Слоговая структура – 2-3х сложные слова.
Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х.
(тенденция к смягчению).
Заканчивается формирование фонематического
слуха.
Активность в речи и познавательной
деятельности. Любимое слово: «Почему?»
Словарь – до 1000 слов.
Звукопроизношение – свистящие звуки;
устойчивые замены.
Особое внимание – искажениям!
Осваиваются основные грамматические
категории. Не понимают и не конструируют сложноподчиненные предложения.
«Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы .
Речь ситуативная.
Активно развивается самокоммуникация,
эгоцентрическая речь.
Большой интерес к детским текстам: стихи,
сказки. Хорошо запоминает.
Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Хорошо развита лексико-грамматическая сторона речи . Пользуются и сложноподчиненными
предложениями.
Активное становление монолога (описание, повествование).
Речь контекстная (вымыслы, планирование будущего).
Эгоцентрическая речь свертывается во внутренний план.
Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением .
Формируется чувство языковой нормы.
Сформированы предпосылки к овладению чтением .
- (греч. логос – слово, пайдо - воспитываю) – воспитание речи.
- это отрасль специальной педагогики, изучающая нарушения речи, методы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Наследственные Приобретенные
генетические аномалии
внутренние (биологические)
внешние (социально-психологические)
Внутриутробные патологии в пренатальный, натальный и период раннего развития
В постнотальный период: сильные стрессы и испуги, неблагоприятное речевое окружение и воспитание, недостатки эмоционального общения и коммуникации, а также если ребенок растет в семье билингвов
- организация полноценной речевой среды;
- нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
- выработка правильного речевого выдоха;
- работа с общей и мелкой моторикой;
- развитие фонематического слуха;
- познавательное развитие.
- педагог принимает непосредственное участие в комплексной коррекционной работе по предупреждению и устранению недостатков речи у детей (нарушений звукопроизношения, развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи);
- в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, используя предоставленный им методический материал (учебные задания, упражнения и др.), участвует в работе по закреплению навыков правильной речи ;
- ведет контроль за речевой деятельностью детей на учебных занятиях и во внеучебное время;
- участвует в организации педагогической работы родителей по закреплению навыков правильной речи, формируемой у детей на логопедических занятиях и занятиях общеобразовательного цикла.