Итоговая экзаменационная работа по учебной дисциплине «Педагогическая психология»
на тему «Причины неуспешности в обучении. Профилактика школьной неуспешности».
Выполнила: Метляева Евгения Николаевна, МБОУ ВМР «Надеевская основная школа», учитель технологии
Введение.
Все дети от природы имеют предрасположение,
стремление к знанию, всех их можно учить.
Аристотель
Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие педагоги делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учитель нередко бросает данную затею и продолжает привычным способом вести учебный процесс, ориентируясь на «среднего ученика». А как же быть с неуспевающими детьми? Под привычным понятием неуспеваемости, понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В чем же выражается школьная неуспеваемость?
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. К чему же может привести неуспеваемость? А может она привести к педагогической запущенности, которая в свою очередь подразумевает комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Кто же будет виноват в том, что ребенок не осваивает школьный минимум? Родители, конечно, скажут, что это школа. А школа в свою очередь будет кивать на родителей. Приведу мнения каждой из сторон. Мама: «По своему ребенку могу сказать: что основные причины неуспеваемости, это невнимательность и неусидчивость в классе. Придя домой, ребёнок делает домашнее задание лишь бы как, чтобы взять быстрее в руки планшет и играть в игры. Также, если дочь долго отсутствует в связи с болезнью, педагог должен оказывать помощь в дополнительных занятиях, во многих школах этого нет!» (мама обучающейся 4-го класса). Рассуждает о причинах неуспеваемости семья учащегося 3-го класса: «Причин неуспеваемости детей в школе по нашему мнению является несколько: 1) учебная программа рассчитана на то, что ребенок должен пройти её за год, но дети все разные(интеллект, развитость, здоровье и.т.д.) и не каждый успевает; 2) учитель сам или не хочет, или не может донести до ребенка знания, поскольку если учитель заинтересован в том, чтобы дать ребенку образование, то неуспевающих детей остаются единицы и то к ним можно найти подход». Педагог с 30-летним стажем работы о причинах школьной неуспеваемости: «У большинства учащихся отсутствует мотивация к учению, низкий контроль со стороны родителей в связи с занятостью на работе, неумение рассуждать, непонимание прочитанного, равнодушие родителей к успехам ребенка».
В качестве профилактики школьной неуспеваемости, нужно обязательно работать в «треугольнике»: учитель, ребенок, родитель. Ребенок должен посещать дополнительные задания, родители контролировать процесс обучения и развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление. В современной школе учителям стало сложно преподавать, многие учащиеся, перестали интересоваться школьными предметами. Дети идут в школу потому что им так сказали, а не потому что им этого хочется, так же они и делают домашнее задание или не делают.
Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Реализация Концепции модернизации образования требует от учителя глубокого понимания факторов формирования и развития личности ребёнка.
Основная часть
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
К.Д.Ушинский
Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся. В тоже время недостаточная организация учебно-воспитательного процесса, главным образом, слабая индивидуальная работа с каждым ребёнком, в ряде случаев, является причинами появления педагогической запущенности детей уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Проявлениями её являются пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие отрицательного жизненного опыта, отставание в развитии, отклонения в отношении к окружающим и к себе, негативное отношение к различным видам деятельности.
Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся - задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими средствами.
Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни.
Основными путями предупреждения педагогической запущенности являются:
- совершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьников;
- обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы, учителей начальных классов и педагогов средней и старшей ступеней обучения, учителей, работающих в данном классе;
- глубокое изучение личности школьника, условий его семейного воспитания;
- включение каждого школьника в различные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности;
- взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности в воспитательной работе с детьми и подростками.
Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогической запущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя, воспитателя с детьми и, прежде всего организации постоянных педагогических наблюдений, глубокого изучения ученика, своевременного вскрытия причин, приводящих к осложнениям в его обучении и воспитании, выявления и устранения неблагоприятных условий воспитания в семье, организации необходимой помощи в учении. Учителю необходимо учитывать, что предпосылки педагогической запущенности могут возникать у детей в дошкольном возрасте в результате неправильного развития отношений в семье, дефектов семейного воспитания, при нездоровых отношениях между родителями ребёнок усваивает отрицательные привычки поведения, у него могут формироваться искаженные нравственные представления, а невольное участие в конфликтах, негативные переживания порождают подчас стрессовые состояния, предрасполагают к возникновению неврозов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, замедленному психического развитию и как результат всего этого неуспеваемость в учёбе.
В период школьной жизни, для выявления педагогически запущенных детей классному руководителю необходимо хорошо знать обстановку в семьях, установить путём систематических наблюдений за учеником характер запущенности, пробелы в знаниях, умениях, навыках, причины отставания в учёбе, задержки в развитии, выявить положение ученика в коллективе класса, изучить его интересы, способности и склонности с тем, чтобы определить возможность включения во внеучебную, кружковую, общественно-полезную деятельность.
Глубокое и всестороннее изучение причин, порождающих трудности в обучении, неуспеваемость того или иного ученика, позволяет педагогу своевременно найти меры педагогического воздействия, наиболее подходящие именно для этого школьника. Так, дети, воспитывающиеся в семьях, где проявляется недостаточное внимание к играм, чтению, организации досуга, как правило, не получают достаточного запаса знаний, страдают узостью и бедностью интересов. Для этой категории школьников характерна слабость учебных навыков, замедленность в усвоении программы. Они с трудом выполняют задания учителя. Низкие учебные результаты могут вызвать у таких школьников негативное отношение к учёбе в целом, отрицательно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии ребёнка, на формировании навыков поведения в коллективе. Такие учащиеся чаще других получают замечания учителя, подвергаются наказаниям, что сказывается и на отношении к ним одноклассников. С ними, подчас, не хотят дружить, сидеть на одной парте, вместе ходить в школу и т.д. Состояние неудовлетворенности своим положением в школе толкает их иногда на ничем внешне не мотивированные нарушения дисциплины: выкрики на уроках, беготню и возню на переменах, повышенную драчливость. В работе с такими школьниками учителю важно стимулировать их познавательную деятельность, развивать память, прилежание, не спешить с выставлением отрицательных оценок, продумать систему дифференцированных заданий, позволяющих постепенно подтянуть ученика до уровня развития сверстников, обеспечив его успешность в учёбе.
Особого внимания учителя требуют школьники с выраженной эмоциональной неустойчивостью, бурно реагирующие на малейшую обиду, справедливое замечание учителя, на слова и поступки сверстников, или, наоборот, инертные, пассивные. Эмоционально неустойчивые дети отличаются нередко систематическими нарушениями дисциплины, а поэтому и подвергаются частым наказаниям, что нередко усугубляет нервозное состояние, отрицательно сказывается на отношениях с одноклассниками. Приведу пример такого поведения: С начальной школы были видны уже проблемы у девочки. На уроках она часто отвлекается, занимается своими делами. Когда вызываешь ее к доске или просишь ответить с места, она замыкается. На замечания учителя обижается, часто идет на открытый конфликт: не дает тетрадь на проверку, не дает дневник для оценок. Когда стали выяснять причину такого поведения, оказалось, что также она ведет себя и дома. Мама не может с ней справиться. Отца она вообще не воспринимает. Как выяснилось из беседы с родителями, папа признает только свое мнение, с остальными не считается. Отсюда и психологическое подавление и замкнутость девочки.
Нет ученика в школе, который хотел бы плохо учиться. Следовательно, всякая неудовлетворяющая школьника оценка вызывает у него чувство досады, обиды, порой раздражение по отношению к учителю. В школьном возрасте ученик не в состоянии критически оценивать свои знания и причины пробелов в них. Поэтому В.А. Сухомлинский предупреждал особенно учителей начальных классов о том, что неудовлетворительная оценка не является стимулом, способствующим преодолению недостатков в знаниях и отношениях к учёбе.
Среди множества причин неуспешности школьников в обучении наиболее, значимых являются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены. Установлено, что большая часть функционально неготовых, «незрелых» обучающихся не адаптируются к школе на протяжении всего времени обучения в начальных классах, поэтому и при обучении в 5-ом классе они неуспешны в обучении. Сегодня проблема «школьной зрелости» актуальна. Причём среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48.6% против 28.6%).
Причина трудностей обучения и неуспешности школьников в обучении часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% - с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только в 4% - с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.
Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают программный материал. Ухудшение состояния (иногда очень резкое - «в саду или в начальной школе был как все, а в школе или среднем звене стал хуже всех»), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ученика.
К трудностям и неудачам, почти неизбежным в школьном обучении, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребёнка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате учебного времени. Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность становится «хронической». Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) ещё больше понижает результаты учёбы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспешности школьников в обучении.
Психологические причины
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы:
1) недостатки познавательной деятельности учащихся;
2) недостатки развития мотивационной сферы детей.
К первой группе относят следующие причины неуспеваемости: во-первых, недостатки развития психических процессов (главным образом мыслительной сферы ребенка), во-вторых, неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности, и, в-третьих, несформированность приемов учебной деятельности. Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Трудности обобщения задач, отнесения их к одному типу, неумение оторваться от конкретных свойств обнаруживается в следующей ситуации: У ребёнка никак не получалась, заданная на дом арифметическая задача. Папа сказал, что раз задачу задали на дом, значит, такую же должны были объяснить в классе. Сын уверял папу, что такой задачи в школе не объясняли. Папа заглянул в тетрадь – там была подробно расписана задача подобного типа. Сын, не соглашаясь с отцом, спорит, что в классе решали задачу про плотников, которые строили дом, а теперь нужно решить про каких-то жестянщиков, которые делали ведра. В данном примере обнаруживается неумение подняться над ситуацией (конкретность мышления), невозможность обобщить готовый принцип решения той и другой задачи, неумение найти общие типовые элементы в задачах.
Недостатки мыслительной деятельности влекут за собой недочеты памяти и внимания. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приемов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Например, слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту, но при запоминании текста, где нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми одного и того же класса. В основе школьных трудностей учащихся, связанных с "плохой" памятью лежит неумение выделять в учебном материале существенное, поэтому неуспевающий ученик вынужден запоминать весь материал, что является малоэффективным. Точно также при выполнении специальных заданий на внимание, не требующих логической обработки, неуспевающие ученики дают результаты не хуже тех, которые получают их товарищи по классу. Низкая концентрация внимания у этих школьников обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох. Примером недостаточного развития у школьника процессов произвольного внимания является недописывание слов и предложений, вставки лишних букв, пропуски букв при списывании, перестановки слогов в словах, при чтении – "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.
Родители считают причиной неуспеваемости своих детей:
-неумение найти подход к ребенку - 48%
-неинтересное преподавание предмета - 36%
-лень ребенка - 32%
-несправедливость учителей - 29%
-недостаток внимания к ребенку со стороны учителя - 28%
-учебные нагрузки - 24%
-низкая квалификация учителя - 23%
Учителя считают:
-здоровье ребенка - 60%
-семейные проблемы - 32%
-пассивность родителей - 31%
-педагогическая запущенность - 24%
-неумение родителей помочь своему ребенку - 18%
-тревожность ребенка - 18%
-сложность программы – 16,5%
-низкая самооценка ученика - 16%
Психологи считают:
-амбиции родителей - 30%
-незрелость психических функций - 28%
-недостаточный учет индивидуальных особенностей - 28%
-здоровье - 20%
Самое важное место принадлежит недостаткам в развитии познавательной сферы школьников.
Выводы
Основные приёмы и методы, используемые в собственной практике для повышения качества знаний учащихся
При перечислении причин неуспеваемости, одной из основных является психологическая. Никакие методы не помогут хорошо учиться, если ребёнок чувствует дискомфорт. Поэтому, прежде всего, надо создать комфортные психологические условия для продуктивной работы. На основе этого использовать более подходящие средства предупреждения неуспеваемости. Система опроса учащихся строится так, чтобы каждый получил «свою» отметку. При устных ответах сначала выслушать более слабых, затем дать возможность высказаться более подготовленным детям, проанализировать ошибки предыдущих и добавить свои мысли. Это заставляет думать, анализировать, высказывать своё мнение. Тем самым повышается цена хорошей отметки. Использование разноуровневых заданий на уроках над одним и тем же заданием. Усложняю и упрощаю задания, в зависимости от возможностей ребёнка. Особый вид работы, часто труднее, чем само задание. Не все могут классифицировать свои ошибки, поэтому периодически выполняем её коллективно. Для профилактики неуспеваемости, слабым детям даю возможность переделать письменную работу, улучшить результат. В ходе самостоятельной работы на уроке, даю параллельные задания. Одно решаем коллективно, подобное сразу же самостоятельно. И так 2-4 задания. Применяю разные средства поддержания интереса к усвоению знаний, в зависимости от класса: командные игры (в каждой команде обязательно должен быть слабый ученик). При правильном ответе слабого, акцентирую внимание детей на то, что именно он принес команде балл. Для профилактики неуспеваемости учащихся, надо максимально подключать родителей. Они должны быть в курсе всех школьных дел ребёнка. Часто не знание родителей проблем ребёнка ведёт к полной отчуждённости, которую потом трудно исправить. Наладить общими усилиями контроль и помощь ребёнку. Всегда актуальны простые традиционные средства повышения качества знаний учащихся. В процессе контроля за подготовленностью учащимися:
• Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения
• Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
• Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
• По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков, выявлять причины отставания.
При изложении нового материала:
• Обязательно проверять в ходе урока степень понимания основных элементов излагаемого материала
• Стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении учебного материала • Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний
• Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем активно усваивать материал
В ходе самостоятельной работы на уроке:
• Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль
• Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала
•. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.
• Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
При организации самостоятельной работы вне класса
• Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.
• Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
• Четко инструктировать о порядке выполнения дом. работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими. Предупредить отставание учеников всегда проще, чем решать потом проблему неуспеваемости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования / под общ. ред. А.Г. Асмолова; введение А.Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - С. 90.
2. Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью. Избранные педагогические произведения / Павел Петрович Блонский - Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 529-533.
3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / / Соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т.1.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 451.
5. Москвина А.С. Трудовая деятельность с малых лет // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 575-582.
6. Учебноепособиедлястудентовпедагогическихвузовипедагогическихколледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.