СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины,определяющие эмоциональное неблагополучие детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется эмоциональному неблагополучию ребенка, которое рассматривается как следствие снижения показателя оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Данная проблема является особенно актуальной в отношении дошкольного возраста.В данной статье выявлены причины эмоционального неблагополучия дете,которые служат фундаментом для определения  методов их профилактики.

Просмотр содержимого документа
«Причины,определяющие эмоциональное неблагополучие детей.»



Причины, определяющие эмоциональное неблагополучие у дошкольников.

Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста напрямую связано с эмоциональным благополучием и является актуальной проблемой, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей старшего дошкольного возраста. Это связано с появлением у детей таких личностных новообразований, как эмоциональная децентрация, сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном соответствии. Однако во многих случаях в этом возрасте у ребенка закладываются корни будущих проблем, поскольку здесь начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности

Вопросы эмоционального благополучия дошкольников стали предметом исследования учеников и продолжателей дела А.В. Запорожца в последние годы (А.В. Гордеева, А.Д.Кошелева, Г.Г.Филиппова и др.). Согласно их исследованиям, устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, устойчиво положительное, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на познавательную и эмоционально–волевую сферу.

Существует несколько направлений в изучении эмоционального благополучия, которые дополняют друг друга.

1. Изначально эмоциональное благополучие рассматривалось в контексте изучения эмоционального самочувствия детей и подростков (Л. И. Божович В.Р., Л.С. Славина и др.). В рамках этого направления эмоциональное благополучие определяется как положительная направленность эмоционального самочувствия [2]. Эмоциональное благополучие - это противоположность эмоционального неблагополучия.

2. Эмоциональное благополучие также рассматривается в контексте значения эмоций в жизни человека, функций, выполняемых ими (Л.М. Аболин, О.А. Воробьева). Эмоциональное благополучие человека связано с характером переживаемых эмоций. В рамках этого направления исследований эмоциональное благополучие может быть определено как показатель успешности эмоциональной регуляции человека.

3. Эмоциональное благополучие рассматривается как неотъемлемая и составная часть психологического благополучия личности в целом (Л.В. Куликов). В русле этого подхода эмоциональное благополучие (неблагополучие) может быть определено как интегральная характеристика (интегральное переживание), в которой сфокусировались чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сторон личности.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных

А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками .

Психологическое благополучие тесно связано с другими характеристиками – такими, как «счастье», «удовлетворенность жизнью», «субъективная оценка качеством жизни».

4. В ряде работ эмоциональное благополучие рассматривается как синоним понятию эмоционального здоровья. Эмоциональное здоровье, определяют как составную часть психологического здоровья человека.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В целом, на основании имеющихся направлений к описанию эмоционального благополучия, можно сделать вывод о том, что оно представляет собой многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие, является показателем успешности эмоциональной регуляции человека, а также неразрывно связано с его психологическим благополучием.

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста отличается жизнерадостностью, бодростью, оптимизмом. Если ребенок большую часть времени пребывает в негативном эмоциональном состоянии, быстро утомляется или, наоборот, не может успокоиться, показывает гиперактивность, ведет себя робко и неуверенно, плаксивый, капризный, то все эти состояния могут свидетельствовать о наличии расстройств в эмоциональной сфере,способствующих эмоциональному неблагополучию.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.

1. Александрова Г.К. Теоретические аспекты психологической науки. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.

2. Зайцева А.М. Психологическая практика: анализ современной психологической практики в РФ. – М.: Инфра-М, 2013. – 403 с.

3. Кирин С.А. Понятие и сущность психологической деятельности: теоретические и практические аспекты. – М.: Наука, 2014. – 302 с.

4. Константинов А.А. Характеристика основных понятий и методов психологической науки. – М.: Инфра-М, 2013. – 339 с.

5. Леонидов П.Р. Формы и методы анализа психологической практики. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.

6. Лисин Н.М. Анализ современной российской психологии: проблемы и пути их решения. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.

7. Маринина Л.Г. Совершенствование психологической практики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 207 с.

8. Опарин Л.И. Теоретическая база Российской Федерации в области психологии, ее влияние на состояние психологической науки. – М.: Проспект, 2015. – 201 с.

9. Разумов А.И. Основные подходы к построению эффективной деятельности психолога. – М.: Проспект, 2012. – 401 с.

10. Савельева О.А. Современные примеры успешной психологической практики. – М.: Академия, 2011. – 407 с.

11. Сибирякова М.В. Взгляд современных психологов на проблемы психологии в Российской Федерации. – М.: Наука, 2012. – 118 с.

12. Сюськов И.В. Возможности применения опыта зарубежных психологов. – М.: Проспект, 2011. – 401 с.

13. Титов М.В. Применение теоретических подходов в психологической деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.

14. Яковлева А.П. Психологическая наука: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 409 с.



Под эмоциональным неблагополучием детей дошкольного возраста авторы понимают отрицательное эмоциональное самочувствие детей (A.Д.Кошелева). Они, как правило, капризны, упрямы, конфликтны в общении со взрослыми и сверстниками, испытывают немалые трудности в организации и регуляции своего поведения.

Эмоциональное неблагополучие – это негативные социальные эмоции, испытываемые ребенком, которые в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни.

Для детей с эмоциональным неблагополучием характерно болезненное самолюбие, эгоцентричность, болезненная мнительность и сверхтребовательность к себе, нестабильность эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, неудовлетворенность своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, наличие страхов, превышающих возрастную норму, неадекватная самооценка.

Существует много видов эмоционального неблагополучия: страх, тревожность, негативизм, робость, застенчивость, агрессивность, импульсивность.

Детские страхи – эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. Детские страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света.

Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность).

Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи .

Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов .

«Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержания действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то что ребёнок не делает потому, что его об этом не попросили» Л.С. Выготский подчёркивает, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку, во-вторых, ребёнок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Наиболее часто выделяют следующие содержательные характеристики эмоционального неблагополучия:

– доминирование негативных по знаку эмоций – страха, обиды, недовольства, отчаяния;

– присутствие ярко выраженной прямой или косвенной агрессии;

– подавленность;

– отчужденность, изолированность, отсутствие контакта с внешним и внутренним миром, в том числе и со своей эмоциональной сферой;

– психическая неуравновешенность, когда любой объект в этот момент воспринимается как раздражитель;

– преобладание сильных по характеру переживаний, пронизывающих систему отношений и поведения человека, которые тормозят деятельность личности, снижают ее развитие.

Эмоциональному неблагополучию сопутствуют следующие причины: психическая травма, получена ребенком в какой–то ситуации общения, органическая неполноценность, частые болезни. Участь эмоционального неблагополучия может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все делают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье. Эти категории детей замыкаются на себе, не взаимодействуют с обществом, а потому обречены на поражение.

Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома. В частности, важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служат неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания и родительских взаимоотношений. Семейное окружение и взаимоотношения между родителями играют значительную роль в формировании эмоциональной сферы у детей и при неблагоприятных характеристиках могут способствовать возникновению эмоциональных расстройств.

Дети, в отношениях между родителями которых присутствуют негативные черты, имеют определённые отклонения в эмоциональной сфере. Если семейная атмосфера отличается напряжённостью и конфликтностью, то это сразу будет заметно по общему низкому уровню показателей особенностей общения. Если для родительских отношений характерен низкий уровень доверия, то в эмоциональной сфере ребёнка проявляются такие черты, как тревожность и внутренняя напряжённость. Различия в символах семьи у родителей влекут за собой появление у ребёнка чувства одиночества, стремления быть незаметным, подстроиться. Неуверенность в себе и своих силах и стремление к выходу, изменению вызываются недостатком лёгкости общения между родителями. Если между родителями нет достаточного взаимопонимания, то у детей развивается замкнутость, робость, отсутствует инициатива. А такие качества, как демонстративность и внутренняя агрессия, формируются у детей под влиянием различия взглядов у родителей .

Причинами эмоционального неблагополучия также являются патологические изменения ЦНС и организма в целом, а не только дефекты процесса воспитания.

Необходимо своевременно выявлять и корректировать эмоциональное состояние детей. Перед педагогами психологами встает задача развития у дошкольников умения жить в обществе сверстников и взрослых, отзываться на чужие переживания, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.