СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины, порождающие несформированность познавательной мотивации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причины, порождающие несформированность познавательной мотивации»

Слайд 1. Причины, порождающие несформированность познавательной мотивации

Слайд 2Влияние мотивации – это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но в конце концов дающая о себе знать роковым образом.

П.Я.Гальперин.



Известно, что любая деятельность побуждается каким-либо мотивом, отсутствие мотива означает и отсутствие деятельности. И в этом смысле всех детей можно назвать мотивированными – ведь все они заняты учебой, хотя и с разной степенью успешности. Другое дело, что мотивы лежащие в основе учебной деятельности, отличаются большим разнообразием и более того- могут быть скрыты даже от самого учащегося, а тем более от окружающих его людей

Слайд 3. Мотивы процесса учения в общем виде можно разделить на внешние и внутренние; если внутренние соответствуют содержанию, то внешние потому так и называются, что никак не связанны с содержанием того, что делает человек. Адекватной мотивацией учебной деятельности выступает мотивация познавательная.

Однако дети нередко учатся ради похвалы родителей и хороших отметок или ради того, чтобы не быть белой вороной среди одноклассников, сами знания и процесс обучения их не очень интересуют.

Слайд 4. Мотивированными называют учащихся, ориентированных на получение знаний, это ребята, которые могут и хотят учиться. П.Я. Гальперин утверждал: «У них бескорыстная ненасытная страсть к знаниям». Это и есть внутренняя мотивация учебной деятельности.

Слайд 5. Отправляясь в 1-ый класс за знаниями, на самом деле они ориентированы на внешние атрибуты школьной жизни. К концу пребывания в начальной школе должна сформироваться учебная деятельность с выраженным познавательным мотивом.

Слайд 6. На практике же большинство детей ходят в школу «потому, что все ходят», а некоторые приобретают резко отрицательное отношение к школе.

Слайд 7. Мотивированные пятиклассники хорошо учатся, выполняют все домашние задания, знают, какая тема изучается. У них есть любимые предметы, что, как правило, определяется отношением к учителю. Познавательный мотив отличается широтой- им все интересно. В этом возрасте дети трепетно относятся к отметкам, прилагают немалые усилия для достижения результата. Мотивированные дети стремятся к самим знаниям, а не к оценке.

К концу 6-ого класса картина меняется-определяется круг интересов, они могу т сказать, что им не интересно; при этом они могут быть одинаково успешны по всем школьным предметам.

Слайд 8. Переходя в старшую школу, подростки вынуждены профессионально определится. Мотивированные старшеклассники выгодно отличаются от сверстников, не имеющих выраженного интереса, они не только владеют знаниями, но умеют их грамотно продемонстрировать.

Слайд 9. Познать всё то необычное и новое является активной установкой у ребёнка при наличии интереса, направленности, устремления, то есть при наличии познавательной мотивации. При отсутствии познавательной мотивации вырисовывается полная противоположность: уход от самой возможности умственного напряжения, равнодушие, пассивное поведение.

Слайд 10. Возможные причины, порождающие несформированность познавательной мотивации учащихся:

  1. Своеобразии развития ребёнка, наличии у него «слабых» мест в развитии отдельных функций и сторон психики.



Конечно, проще всего переложить вину на самого ребенка («Ну что поделаешь, раз он такой?»), на его недостатки, слабые стороны развития. Однако не будем торопиться с обвинениями в адрес ребенка.



  1. Ключевой проблемой для становления познавательной мотивации имеют ранние формы контакта ребёнка с членами своей семьи. При принимающем и поддерживающем отношении родителей к ребёнку, их доброжелательности, формируется активное отношение ко всему вокруг него и предупреждается пассивное и тревожное поведение. А вот от жестоко – агрессивного, подавляющего отношения родителей к своему ребенку у него может складываться впечатление о неготовности его собственной активности, направленной на окружающий мир.



Слайд 11.Что касается познавательной мотивации именно в учебном процессе, здесь можно выделить следующие причины:



  1. Школьник не понимает, зачем ему нужны конкретные знания, что и вызывает снижение интереса

Один из вопросов, который возникает у учеников «Зачем мне это знать? Мне никогда не пригодится это в жизни». Этот вопрос задает практически каждый школьник. Одни отказываются от математики — ведь есть калькулятор, другие от биологии — непонятно, зачем изучать строение червяка, третьи не понимают, зачем читать произведения русских классиков.

  1. Отношения с учителями

От учителя, его подхода к передаче знаний и отношения к учащимся может зависеть очень многое. С теми учителями, с которыми отношения заладились — мотивация изучать их предмет намного выше. Мотивация изучения понижена у тех предметов, преподаватели которых не вызывают положительных эмоций у учеников. Важно научить ребенка объективно смотреть на полученные знания и отделять учителя от предмета, отсутствие интереса к предмету от отсутствия интереса к преподавателю, в таком случае удастся снизить субъективность и повысить мотивацию к получению новых знаний.

  1. Переизбыток контроля со стороны родителей

Как только родители увидят, что школьник в состоянии самостоятельно хорошо учиться, добывать самостоятельно информацию, что он не нуждается в их ежеминутном внимании, то контроль необходимо постепенно сокращать и сводить на минимум, это повышает чувство ответственности за обучение и внутреннюю мотивацию. Ситуация похожа на первые самостоятельные шаги ребенка. В самом начале ему действительно нужна опора и помощь родителей. Но абсурдно водить его за руку до совершеннолетия, боясь, что он вдруг не справится и упадет. В случае, когда родитель не снижает уровень контроля над обучением, ответственность за него, желание познавать самостоятельно что-то новое может так и не возникнуть.

Слайд 12. Таким образом, говоря о мотивации, можно говорить как о сложном и необходимом образовании, требующем пристального внимания, как педагогов, так и психологов. Познавательная мотивация возникает в процессе самого познания, учения, получения знаний и не может прийти сама по себе. Можно заставлять учиться, обращаясь к ответственности, чувству долга, любви к близким, но это неустойчивое желание не даст тех результатов, которые может дать учеба, как сам по себе интерес.

Желание учиться и тяга к знаниям требует очень устойчивой кропотливой работы. Важно чтобы в овладении знаниями выступало средство образования внутренних мотивов. Успешные, мотивированные дети, пришедшие из начальной школы, в дальнейшем, как правило, усваивают программу, но при этом у них снижается активность. Успевая лучше многих своих сверстников, они постепенно снижают успеваемость по отношению к своим способностям. Легко и быстро понимая материал, они в дальнейшем не утруждают себя более глубоким изучением предметов, им становится скучно.

Слайд 13. Какие же средства и методы здесь необходимо применить?

Слайд 14. Важно включить богатый педагогический опыт. Необходимо использовать все возможные методы для повышения внутренней познавательной мотивации. Чтобы стимулировать познавательную мотивацию, не надо давать готовых заданий, к которым они уже привыкли. Давать возможность учащимся принимать активное участие в добывании знаний- это и есть главный источник- ощущение себя субъектом учебного процесса, от которого зависит результат, а не быть пассивным объектом (которому все дали, а он принял). Главное не в том, чтобы усложнить изложение материала, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию, уйти от готовой выдачи учебного материала. Для того, чтобы школьник,уже в начальной школе, был участником учебного процесса необходимо использовать такую ситуацию, чтобы ребенок сказал «Я это сделал сам. Я сам придумал.» Для этого используются следующие приемы: мозговой штурм, проблемные задания, исследовательская деятельность.

Проблемные задания должны требовать напряжения памяти воображения, а также всех мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения. При этом важно помнить и давать возможность учащимся понять, что не страшно ошибиться, страшно не знать. Право на ошибку есть у каждого и важно отказаться от критики, которая наносит вред и развитию мышления, и развитию мотивации. Важнее поощрить, похвалить за хорошие вопросы, которые вызывают желание узнавать новое и больше думать. Нужно уходить от вопросов, которые формирует умение действовать по алгоритмам к вопросам на понимание. Активность учеников, их инициатива развивает умение думать, применять на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.