СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины самовольных уходов воспитанников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается понятие «самовольный уход», классификация детей-беглецов, причины самовольных уходов детей из учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Причины самовольных уходов воспитанников»

  Тема: Причины самовольных уходов воспитанников Подготовил: М.А. Кригер, педагог-психолог высшей квалификационной категории детского дома № 17, п. Новый Ургал

Тема: Причины самовольных уходов воспитанников

Подготовил: М.А. Кригер, педагог-психолог высшей квалификационной категории детского дома № 17, п. Новый Ургал

Понятие самовольного ухода   Под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.

Понятие самовольного ухода

  • Под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.
Классификация детей-беглецов   Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:  1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия; 2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;  4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Классификация детей-беглецов

Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:

  • 1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
  • 2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
  • 3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
  • 4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.
Группы детей-беглецов   1. Беглецы-исследователи 2. Беглецы-шантажисты 3. Беглецы от опасности

Группы детей-беглецов

  • 1. Беглецы-исследователи
  • 2. Беглецы-шантажисты
  • 3. Беглецы от опасности
Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности ребенка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре
  • Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности ребенка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре
Основные цели самовольных уходов детей из учреждения I. Потребности ребенка не удовлетворены II. Влияние взрослых на уход ребенка III. Случаи криминального характера

Основные цели самовольных уходов детей из учреждения

I. Потребности ребенка не удовлетворены

II. Влияние взрослых на уход ребенка

III. Случаи криминального характера

I.  Потребности ребенка не удовлетворены    1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие: •  ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками. •  жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения. •  буллинга (издевательствами со стороны сверстников). 2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала. 3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей. 4. Ищет среду, где будет более успешным. 5. Поиск развлечения и удовольствия. 6. Как реакция на тяжело протекающий возрастной кризис.

I. Потребности ребенка не удовлетворены

1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:

• ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками.

• жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения.

• буллинга (издевательствами со стороны сверстников).

2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.

3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.

4. Ищет среду, где будет более успешным.

5. Поиск развлечения и удовольствия.

6. Как реакция на тяжело протекающий возрастной кризис.

II. Влияние взрослых на уход ребенка   1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей. 2. Незнание родителями или лицами их заменяющими друзей, товарищей, приятелей – всего круга общения их ребенка. 3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизней, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

II. Влияние взрослых на уход ребенка

1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.

2. Незнание родителями или лицами их заменяющими друзей, товарищей, приятелей – всего круга общения их ребенка.

3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизней, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

III. Случаи криминального характера не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам.  К таким причинам могут относиться: •  Похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком •  Вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).

III. Случаи криминального характера

не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам.

К таким причинам могут относиться:

• Похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком

• Вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).

Классификация побегов по А.Е. Личко   Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами.  По мнению А.Е. Личко, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условнорефлекторный стереотип».

Классификация побегов по А.Е. Личко

  • Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами.
  • По мнению А.Е. Личко, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу.
  • Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условнорефлекторный стереотип».
Четыре типа побегов у детей эмансипационные импульсивные демонстративные дромоманические

Четыре типа побегов у детей

  • эмансипационные
  • импульсивные
  • демонстративные
  • дромоманические
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни.

Эмансипационные побеги.

Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни.

Импульсивные побеги составляют 26% побегов.  Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Постепенно проявляется делинквентность. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Импульсивные побеги

  • составляют 26% побегов.
  • Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому.
  • Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения.
  • Постепенно проявляется делинквентность. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
Демонстративные побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов – 12-17 лет.

Демонстративные побеги

  • являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев.
  • Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят.
  • Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.
  • Возраст демонстративных побегов – 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип – 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки.  Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков.

Дромоманические побеги.

  • Редкий тип – 9% случаев.
  • Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки.
  • Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков.
Меры предупреждения, профилактики в нашем детском доме направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий на начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
  • Меры предупреждения, профилактики в нашем детском доме направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий на начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
Положительным результатом работы в нашем детском доме является то, что за период с 2020 по 2022 год не зафиксировано случаев самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении.

Положительным результатом работы в нашем детском доме является то, что за период с 2020 по 2022 год не зафиксировано случаев самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении.