Ι. Актуализация знаний. | Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1. Письмо по памяти. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С. Есенин) 1. – Подберите синонимы к слову колдун, запишите их. (Волшебник, маг.) 2. Выделите в словах следующие орфограммы: а) буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением; б) непроверяемая буква безударного гласного в корне. 3. Соревнование-конкурс между тремя командами. – Расскажите всё о падеже, в котором стоит слово: 1-я команда: (под) сказку. 2-я команда: косынкой. 3-я команда: сна. 2. Словарная работа. – Измените по падежам слова: лепесток, капитан. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. – Составьте два словосочетания, употребив эти слова с предлогами. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы. | – Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте мне сказать о каком падеже мы сегодня будем говорить? – Сформулируйте тему урока. Запишите её в тетради. – Давайте составим план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
III. Открытие новых знаний. | 1. Самостоятельное составление таблицы «Предложный падеж». Актуализация и углубление изученного. – Вспомните план предыдущего урока. – Какой информации вам недостаточно? (О том, почему падеж получил такое название.) Подсказку вы сможете найти в учебнике (упр. 152). – Почему же предложный падеж получил такое название? (Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. Поэтому он так называется.) – Узнать историю предложного падежа вы сможете из текста упр. 156. – Какую новую информацию получили? - А вы знаете, что предложный падеж имел и другое значение – служил названием того, о ком (о чём) мы ведём речь (т.е. объекта). – Какие предлоги употребляются с предложным падежом? Составьте на основе плана таблицу. Приведите свои примеры. 2. Работа в учебнике. Упр. 153 – развивается умение употреблять существительные в П.п. с предлогами. Выполняется самостоятельно. 3. Сравнение таблицы, составленной самостоятельно, с таблицей в учебнике на с. 132. – Что нового для себя отметили? (Новые предлоги.) – Каким членом предложения являются существительные в предложном падеже? – Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном падеже? | 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие умений. | Работа в учебнике. Упр. 154 – развивается умение употреблять существительные в предложном падеже с разными предлогами и составлять с ними предложения. Выполняется по вариантам: I вариант: письмо, дождь, весна. II вариант: молоко, роса, падеж. Запись под диктовку. Указать падежи имён существительных.  – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. V. Рефлексия | – Выполните задание № 6, тема 5 в рабочей тетради. – Какой вариант вы выбрали? – Почему слово сопелки стоит не в И.п.? (Сопелки не производят действие, а называют предмет, на который направлено действие, – это В.п.) – Вспомните, кто сочинял сопелки. (Винни-Пух.) - А что сегодня нового вы узнали? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Выберите себе листочек с дерева (слайд) и зарисуйте у себя в тетрадях. Что у вас получилось? Поднимите свои тетради. - Спасибо за урок. Вы молодцы! | |