Открытие недели русского языка в начальной школе.
Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка.
Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.
I ученик.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик.
Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
I ученик.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Все.
И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
Наша дружба крепнет с ней!
Миниатюра «Ударение»
Вбегает Федя с флаконом (лекарство) и больший ложкой.
Федя: Так хочется поскорее в школу, Неделя русского языка начинается, а у меня горло болит как назло…. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством, читает:
«Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи» (в слове «пищи» - ударение стоит на последнем слоге).
Начинает пищать. Вбегает мама:
Мама: Что случилось, сынок? Почему пищишь?
Федя: А я лекарство принял. А здесь написано (читает): «3 раза в день, после приема пищи»
Мама: Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи. (Ударение на первом слоге).
Федя: Ой, мамочка! А ведь нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Ведущий:
- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Королева Грамматика. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
К нам на праздник пришли гости
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как? Откуда? Сколько?
-Почему? Зачем? Где? Куда?
-Какая? Отчего? О ком? Что?
-Кому? Который? Чья? Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)
3 уч-ся (.):
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)
4 уч-ся (…):
- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)
6 уч-ся (-):
- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)
Королева Грамматика. Дорогие знаки препинания, спасибо вам, что нашли время и пришли к нам.
Ведущий:
Спасибо всем! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.
Королева Грамматика. – Как будет проходить наша неделя?
(Ведущий объясняет план работы - 1-4 классам вручается план работы на неделю русского языка в начальной школе)