Предметно-пространственная развивающая среда, как вид преемственности ДОУ и школы
технологии непрерывного образования
ГБОУ ШКОЛА 1206
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 8
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА :
САДЫКОВА ОКСАНА БОРИСОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2017
МОСКВА
Правильно организованная в начальной школе предметно-пространственная среда позволяет облегчить процесс адаптации первоклассников. Соблюдая преемственность с детским садом, необходимо организовать особое учебное пространство класса, которое позволяет первоклассникам комфортно чувствовать себя в школе и будет приближено к организации ППРС в детском саду:
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребёнка, учитывались его склонности, чтобы ребёнок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.
Начало систематического обучения ребёнка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также с изменением ведущей деятельности ребёнка.
В связи с этим , учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи, не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма и для этого, считаем, что организация ППРС в школе, не только облегчит адаптацию первоклашек и в целом начальной школы к изменяющейся среде и условиям, но и поможет в сотрудничестве между д/садом и школой..
Предметно- пространственная развивающая среда это – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Принципы построения ППРС:
1. Она должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, работать на развитие самостоятельности ребёнка
2. Она должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей
5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
6. Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
7. Материалы, оборудование должны меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
8. Необходимо предоставить детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.
УЧЕБНАЯ ЗОНА
включает в себя магнитную-маркерную доску, комплекты «парта-стул»,
рабочее место учителя.
Учебная зона должна быть насыщена дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Должна предоставлять ребёнку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)
ЗОНА ОТДЫХА
содержит игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей, столик со стульчиками для настольных игр.
Можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг, создать зелёные уголки, где дети будут наблюдать и ухаживать за растениями .
На полках размещены массажные коврики, массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки.
Уголок уединения можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг.
ЗОНА ТВОРЧЕСТВА
предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремёсел, игра на музыкальных инструментах).
Зона творчества может представлять собой выставку детских поделок и рисунков.
Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.
КОРРЕКЦИОННАЯ ЗОНА
или зона развивающих игр
Занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы.
Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Вывод
На основе вышесказанного мы предположили, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей .