Представление педагогического опыта
Журавлевой Людмилы Викторовны
учителя биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №32» » г.о. Саранск
«Интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ»
Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.
В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.
Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик , успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Наши учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.
Таким образом, интеграция биологии и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами уже сейчас является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта (возникновение и становление педагогического опыта)
В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и биология. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Биология» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни Учитель биологии - профессия особенная. Кажущаяся обывателю простота таит в себе огромную кладовую знаний и умений, и здесь все больше возникает вопросов, на которые пока нет ясного и понятного ответа. Для себя я решила, что необходимо показать ребятам, что знания, полученные на одном уроке, пригодятся и на другом. Необходимо интегрировать уроки. Именно стремление к интеграции в области образования, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство .
При проведении интегрированных уроков наблюдается много плюсов:
Повышает и развивает интерес обучающихся к предметам;
Развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Повышает качество знаний.
Формирует убеждение обучающихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.
Способствует исследовательской деятельности.
Разнообразие форм подачи учебного материала
В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.
3. Теоретическая база опыта
Внедрение интегрированных уроков способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы различных технологий. Опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителю :
Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира – М.: Просвещение, 2006.
Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия Биология – СПб., 2005. – №2
Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
Юрьев, А.В. Межпредметная связь на уроках биологии
– Ростов-на-Дону, 2006.
Как организовать урок в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является интеграция уроков биологии с другими предметами. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Межпредметная интеграция –это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний , это объединение разных предметов при изучении одной темы , целого блока тем в одно целое на основе общего подхода в обучении.
В школе созданы комфортные условия для внедрения и проведения интегрированных уроков с использованием информационных технологий. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.
4. Технология опыта
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.
Применение интегрированных уроков биологии дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал. Что дает , данная работа учителю:
Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
Освобождает учебное время для изучения другого явления.
Исключает дублирование учебного материала.
Усиление межпредметных связей.
Что дает , данная работа ученику :
Активизация мыслительной деятельности.
Интенсификация учебного материала.
Расширение сферы получаемой информации.
Подкрепление мотивации в обучении.
Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
6. Анализ результативность опыта
1.положительная динамика результатов по предмету;
2. учащиеся 6 – 11 классов систематически посещают спецкурсы курсы , элективные курсы по биологии и экологии;
3. участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня:
4. участие и победы в олимпиадах различного уровня:
– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии
– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по экологии
–Республиканский этап Всероссийской олимпиады по биологии
(см. портфолио учителя)
5. Повышение мотивации обучения биологии, следствием чего является большое количество выпускников, поступивших в медицинский институт МГУ им. Н.П. Огарева, биологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева, вузы соответствующего профиля Москвы.
6. Участие и победы педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.
7. Трудности и проблемы при использовании опыта
Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями для проведения интегрированных уроков. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов, лекториев.
8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах:
— Сайт школы №32 htt:/ sc32 sar.scoolrm.ru
— Личный сайт http://nsportal.ru/zhuravleva-lyudmila-viktorovna