СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление педагогического опыта Журавлевой Людмилы Викторовны 2015-2016 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  

            Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик ,  успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.       Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Наши учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Представление педагогического опыта Журавлевой Людмилы Викторовны 2015-2016 учебный год»



Представление педагогического опыта

Журавлевой Людмилы Викторовны

учителя биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №32» » г.о. Саранск

«Интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ»



  1. Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик , успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
    Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Наши учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.

Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.

Таким образом, интеграция биологии и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами уже сейчас является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

 2.     Условия формирования ведущей идеи опыта (возникновение и становление педагогического опыта)

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи. 

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и биология. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Биология» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни Учитель биологии - профессия особенная. Кажущаяся обывателю простота таит в себе огромную кладовую знаний и умений, и здесь все больше возникает вопросов, на которые пока нет ясного и понятного ответа. Для себя я решила, что необходимо показать ребятам, что знания, полученные на одном уроке, пригодятся и на другом. Необходимо интегрировать уроки. Именно стремление к интеграции в области образования, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство .

При проведении интегрированных уроков наблюдается много плюсов:

  • Повышает и развивает интерес обучающихся к предметам;

  • Развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

  • Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

  • Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

  • Повышает качество знаний.

  • Формирует убеждение обучающихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.

  • Способствует исследовательской деятельности.

  • Разнообразие форм подачи учебного материала

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.

3. Теоретическая база опыта

         Внедрение интегрированных уроков способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы различных технологий. Опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителю :

  • Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира – М.: Просвещение, 2006.

  • Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия Биология – СПб., 2005. – №2

  • Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу

  • Юрьев, А.В. Межпредметная связь на уроках биологии

– Ростов-на-Дону, 2006.

 Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является интеграция уроков биологии с другими предметами. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Межпредметная интеграция –это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний , это объединение разных предметов при изучении одной темы , целого блока тем в одно целое на основе общего подхода в обучении.   

В школе созданы комфортные условия для внедрения и проведения интегрированных уроков   с использованием информационных технологий. Кабинеты оснащены компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет, мультимедийными проекторами, установлены интерактивные доски.   

4. Технология опыта

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
 Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и  самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.

Применение интегрированных уроков биологии дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал. Что дает , данная работа учителю:

Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
Освобождает учебное время для изучения другого явления.
Исключает дублирование учебного материала.
Усиление межпредметных связей.
Что дает , данная работа ученику :
Активизация мыслительной деятельности.
Интенсификация учебного материала.
Расширение сферы получаемой информации.
Подкрепление мотивации в обучении.
Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

6. Анализ результативность опыта

1.положительная динамика результатов по предмету;

2. учащиеся 6 – 11 классов систематически посещают спецкурсы курсы , элективные курсы по биологии и экологии;

3. участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня:

4. участие и победы в олимпиадах различного уровня:

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по экологии

–Республиканский этап Всероссийской олимпиады по биологии

(см. портфолио учителя)

5. Повышение мотивации обучения биологии, следствием чего является большое количество выпускников, поступивших в медицинский институт МГУ им. Н.П. Огарева, биологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева,  вузы соответствующего профиля Москвы.

6. Участие и победы педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.

7. Трудности и проблемы  при использовании опыта

         Трудности и проблемы  при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями для проведения интегрированных уроков. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов, лекториев.

 

8. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах:

— Сайт школы №32 htt:/ sc32 sar.scoolrm.ru

— Личный сайт  http://nsportal.ru/zhuravleva-lyudmila-viktorovna