Представление собственного педагогического опыта учителя коррекционных классов VIII вида Сергеевой А.А.
Тема: «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»
Условия возникновения опыта. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает патриотическое воспитание. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, с близкими людьми. Только на основе чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляются чувства ответственности, развивается достоинство личности. Поэтому перед учителем встает задача по проведению целенаправленной работы с детьми по формированию чувств патриотизма, гражданственности.
Актуальность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходит большие изменения в жизни общества, одним из направлений работы с подрастающим поколением остается патриотическое воспитание. Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к школе. Ребенок должен научиться быть патриотом своей школы, знать и чтить её историю, традиции, строить гуманные отношения с одноклассниками, участвовать во всех делах школы, развивать свою познавательную активность.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий развития у детей этических представлений, навыков культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, школе, Родине, к уважению людей разных национальностей, ветеранам.
Все выше сказанное можно решить во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, во внеклассных мероприятиях, так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Теоретическая база. Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа учителя в целях повышения уровня учащихся в области патриотического воспитания школьников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н.Ф.Виноградова, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.
Новизна педагогического опыта обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов деятельности, через средства познания, дающие возможность ребёнку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать своё отношение к ней.
Технология опыта. Основная педагогическая цель. Ведущей целью по патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Исходя из этого, определяются задачи деятельности:
- формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Я работаю в коррекционном классе VIII вида (умственная отсталость). Работа с детьми начинается с бесед о своей Родине. Беседы направлены на воспитание чувства привязанности к родной семье, городу, школе. Всё это формирует чувства любви к своему Отечеству. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. В работе используются различные направления деятельности. Был проведён цикл бесед о патриотическом воспитании («Вся семья вместе, так душа на месте», «История моего города», «Памятные даты истории России», «Символика города Вилюйска», «Широка страна моя родная», «Вооружение современной российской армии»), занятия-размышления («Что такое мир в стране», «Мои права и обязанности»), с родителями проводились встречи и беседы («Воспитание у ребенка любви к малой родине», совместные посещения краеведческого музея и музея боевой и трудовой славы).
Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Родину.
Результативность опыта. Вся работа по патриотическому воспитанию предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желание преобразовывать окружающий мир. Поэтому надо стараться организовывать предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, вести подборку литературы, готовить презентации, разрабатывать сценарии развлечений.
Для оценки работы был проведен анализ уровня знаний детей о своем родном крае. Детям было предложено ответить на вопросы:
Как называется страна, в которой ты живешь?
Как называется республика, в которой ты живешь?
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называется город, в котором ты учишься?
На какой улице ты живешь?
Какие ещё улицы ты знаешь?
Какие достопримечательности ты знаешь в г. Вилюйске?
Какие предприятия находятся в г. Вилюйске?
Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о своем родном крае
Исследования показали, что в классе в период с 2014-2017 гг. уровень знаний о своем родном крае среди воспитанников повысился. На основании диагностических данных выявилось, что дети стали больше проявлять интерес к родному краю, своему городу.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание любви к родному краю у детей будет успешным при соблюдении следующих условий:
В заключение хочется сказать, что детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. В работе, я, как учитель, должна научить детей помнить свою историю. Работая над данной проблемой, хотелось бы пробудить в детях чувство гордости за Россию, малую родину, дать понять, что нам есть чем гордиться.