СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Преемственность детского сада, школы и родителей как фактор успешной адаптации первоклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.  

    

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Просмотр содержимого документа
««Преемственность детского сада, школы и родителей как фактор успешной адаптации первоклассников»»

 педагог-психолог МБДОУ (ясли-сад) №10 «Аленушка» Семенюк М.А.

педагог-психолог МБДОУ

(ясли-сад) №10 «Аленушка»

Семенюк М.А.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.        Начальная школа начинается с предшкольного образования.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.  

    

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. ШКОЛА Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития

Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

ШКОЛА

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе

Доминирующие формы педагогической работы Дошкольное образование Начальная ступень школьного образования Ведущая деятельность Развитие психических процессов через игру, игровое занятие.   Личностное развитие, предметные результаты.   Основная форма обучения - урок. Продукт  Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности   Учебная деятельность с использованием игровых приемов.

Доминирующие формы педагогической работы

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

Ведущая деятельность

Развитие психических процессов через игру, игровое занятие.

Личностное развитие, предметные результаты. 

Основная форма обучения - урок.

Продукт

Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности

Учебная деятельность с использованием игровых приемов.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается . Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы .

Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов

Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности , физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить .

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

«Все дети могут успешно учиться, если их этому научить» Д.Г.Левитас

«Все дети могут успешно учиться, если их этому научить» Д.Г.Левитас

Модель взаимодействия в системе отношений « Педагоги – дети - родители »  ДОП ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛА ДОУ СЕМЬЯ ДЕТИ 10

Модель взаимодействия в системе отношений

« Педагоги дети - родители »

ДОП

ОБРАЗОВАНИЕ

ШКОЛА

ДОУ

СЕМЬЯ

ДЕТИ

10

  ПРИЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВО  МЕТОДЫ ЦЕЛИ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ 10

ПРИЕМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО

МЕТОДЫ

ЦЕЛИ

ПРОБЛЕМЫ

СПЕЦИФИКА

ВОСПИТАТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

10

Модель идеального выпускника ДОУ Готов обучаться в школе

Модель идеального выпускника ДОУ

Готов обучаться в школе

Основные задачи преемственности являются: 1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы. 2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии. 3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом. 4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей. 5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков. 6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Основные задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются : ·становление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между ДОУ, семьей и школой; ·выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; ·создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, воспитателей, учителей, детей и родителей; ·всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; ·оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; ·формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются :

·становление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между ДОУ, семьей и школой;

·выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

·создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, воспитателей, учителей, детей и родителей;

·всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

·оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

·формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы преемственных связей: · Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности; · Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования); · Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; ·Проведение «дней выпускников» в ДОУ; ·Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе; ·Встречи родителей с будущими учителями; ·Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; ·Игровые тренинги и практикумы, мастер-класса, ток-шоу для родителей детей пред дошкольного возраста.  

Формы преемственных связей:

· Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

· Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

· Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

·Проведение «дней выпускников» в ДОУ;

·Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

·Встречи родителей с будущими учителями;

·Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

·Игровые тренинги и практикумы, мастер-класса, ток-шоу для родителей детей пред дошкольного возраста.

 

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению будет существенной, где налажены тесные контакты педагогов и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению будет существенной, где налажены тесные контакты педагогов и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Данная работа ведется по трем направлениям

Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). Педагог-психолог оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", «Семья на пороге школьной жизни", «Успешный первоклассник - это счастливый случай, везение, природные задатки или кропотливый систематический труд» и др. Педагоги составляют памятки для родителей(по развитию любознательности; как развить у ребенка любовь к чтению, «как отвечать на детские вопросы;» "Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе.

Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов ДОУ, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии, собрания для родителей. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, родители заранее познакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие их вопросы.

Таким образом, родители заранее познакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие их вопросы.

 «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

В.А. Сухомлинский