педагог-психолог МБДОУ
(ясли-сад) №10 «Аленушка»
Семенюк М.А.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития
Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.
ШКОЛА
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе
Доминирующие формы педагогической работы
Дошкольное образование
Начальная ступень школьного образования
Ведущая деятельность
Развитие психических процессов через игру, игровое занятие.
Личностное развитие, предметные результаты.
Основная форма обучения - урок.
Продукт
Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности
Учебная деятельность с использованием игровых приемов.
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается . Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы .
Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности , физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить .
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
«Все дети могут успешно учиться, если их этому научить» Д.Г.Левитас
Модель взаимодействия в системе отношений
« Педагоги – дети - родители »
ДОП
ОБРАЗОВАНИЕ
ШКОЛА
ДОУ
СЕМЬЯ
ДЕТИ
10
ПРИЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВО
МЕТОДЫ
ЦЕЛИ
ПРОБЛЕМЫ
СПЕЦИФИКА
ВОСПИТАТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
10
Модель идеального выпускника ДОУ
Готов обучаться в школе
Основные задачи преемственности являются:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются :
·становление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между ДОУ, семьей и школой;
·выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
·создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, воспитателей, учителей, детей и родителей;
·всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
·оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
·формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы преемственных связей:
· Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
· Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
· Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
·Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
·Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
·Встречи родителей с будущими учителями;
·Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
·Игровые тренинги и практикумы, мастер-класса, ток-шоу для родителей детей пред дошкольного возраста.
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению будет существенной, где налажены тесные контакты педагогов и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
Данная работа ведется по трем направлениям
Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). Педагог-психолог оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.
Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", «Семья на пороге школьной жизни", «Успешный первоклассник - это счастливый случай, везение, природные задатки или кропотливый систематический труд» и др. Педагоги составляют памятки для родителей(по развитию любознательности; как развить у ребенка любовь к чтению, «как отвечать на детские вопросы;» "Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе.
Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов ДОУ, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии, собрания для родителей. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, родители заранее познакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие их вопросы.
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В.А. Сухомлинский