СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преемственность начального и основного (общего) образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

Просмотр содержимого документа
«"Преемственность начального и основного (общего) образования"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ШКОЛА № 104 г. ДОНЕЦКА»









ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ



"Преемственность начального и

основного (общего) образования"











Подготовил:

учитель информатики

Черёмин П.Ю.










г. Донецк,2018

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

Целью моего выступления является анализ методических условий, реализующих преемственность между образовательными ступенями.

Задачи:

  1. Представить краткий теоретический материал по проблеме преемственности в обучении.

  2. Сформировать основные проблемы преемственности начальной и основной школы.

  3. Рассмотреть методическое обеспечение модели преемственности..

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.

  2. Адаптационный.

  3. Стабилизационный.

Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.

Основные задачи на подготовительном этапе:

  1. Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени.

  2. Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста.

  3. Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.

  4. Психологическое сопровождение.

Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.

Подготовительный этап включает:

  1. Создание информационных карт.

  2. Проведение подготовительных организационных мероприятий.

Создание информационных карт начинается с дошкольного периода и продолжаем накапливать информацию за период его обучения в начальной школе, а в ходе его взросления накапливается информация о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера.

Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, ведут факультативные занятия начиная со второго полугодия 4 класса, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.

Формируются временные творческие группы (ВТГ). В состав временно творческих групп входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники основной школы, психологи, логопеды. Планируемое время работы – 2 года (4 и 5 класс).

Основные направления и формы работы ВТГ:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение: педагогическая диагностика, психологическая диагностика, проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, консультаций (при необходимости), коррекционно-развевающей работы.

  2. Аналитическая работа.

  3. Организационная и методическая работа: совещание по работы и принятие программы преемственности, методические консультации по проблеме, тематические заседания ВТГ, методические оперативки, семинары для классных руководителей и учителей предметников, круглые столы для выработки общих требований к учащимся 4-5-х классов.

Учителя средней школы выработали рекомендации учителям начальных классов:

  1. Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками.

  2. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком.

  3. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

  4. постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач.

  5. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.

  6. Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет.

  7. Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

  8. После записи примера в несколько действий начинать с выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий.

  9. Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие именно такое?

  10. Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.

Адаптационный период.

Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности.

Задачи:

  1. Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х классов.

  2. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации.

  3. Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации).

  4. Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе.

  5. Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.

Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Каждый учитель по-своему видит свой предмет. Что бы выполнить все задачи стоящие перед учителями предметниками мы выработали план действий по решению проблемы.

План действий по решению проблем адаптационного периода:

  1. Совещание учителей 4-5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи.

  2. Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе.

  3. Анализ результатов обучения пятиклассников русскому языку и математике за первое полугодие текущего учебного года.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося 5 классов.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 5 классов в период адаптации, – это тревожность.

Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:

  • I этап – стартовая диагностика, подготовительный этап.

  • II этап – диагностика на начало адаптационного периода.

  • III этап – итоговая диагностика.

Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.

В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но сохраняется основной принцип образовательной системе – развитие учащихся. Учителя приветствуют стремление детей самостоятельно мыслить, дают возможность отстаивать свою точку зрения, развивают способность к поисковым видам деятельности исследовательского характера. В течение сентября проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 классов. Педагоги дают характеристику каждому ученику с точки зрения его эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания, охарактеризовали интеллектуальные способности и личностные особенности ученика.

Таким образом, наши наблюдения и беседы с учениками показывают, что трудности с адаптацией в 5 классах связаны не только с усложнением материала и появлением новых предметов. Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.

Анализ результативности позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап без болезненно сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с отрицательными числами. При этом те знания, умения и навыки, которыми они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё дальнейшее применение.

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.