Выступление
на педагогическом совете по теме «Преемственность ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
Подготовила руководитель ШМО
учителей начальных классов
МБОУ-СОШ № 2 р. п. Степное
Советского района Саратовской области
Илюшова Татьяна Алексеевна
2010 год
Лучший город на Земле,
Знаю я и знают все,
Не забудешь его никогда,
Как родные нам слова
Мама. Родина. Москва,
Наша школа под номером два!
Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появление в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» - так В.А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Известный психолог Д.В. Эльконин, подчёркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».
Период дошкольного детства подготавливает развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников много общего:
Доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям.
Преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т. д.)
Анатомические и физиологические особенности.
Приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра.
Необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не даёт желаемого результата.
Задача школы – опираясь на общее между этими возрастными этапами развитие ребёнка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.
«Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления ими взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта».
Преемственность как процесс развития представляется
в планировании содержания образования;
в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм, средств обучения;
в соблюдении единства педагогических действий и требований;
в создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков.
Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.
Только тогда, когда работа в детском саду будет направлена на такое развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени, а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретён на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе сада и школы. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их развития. Учителю без этой информации трудно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребёнка. Поэтому совместная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе и каждому ребёнку продвигаться своим темпом.
Поэтому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Эта задача и была поставлена коллективом нашей школы и детских садов посёлка.
В целях наиболее эффективного решения этой проблемы ШМО учителей начальных классов свою методическую тему сформулировали так: «У школьного порога». Переходу к данной теме предшествовала работа методического объединения над более детальным изучением и апробацией игровых технологий, которые целесообразно использовать на первых этапах обучения в начальной школе. Игра является основным видом деятельности дошкольника, но для первоклассников она остаётся весьма значимой и актуальной, поэтому и в 1 классе она должна сопровождать учебный процесс. Речь идёт прежде всего о развивающих играх, в которых возникают условия для развития умственных и творческих способностей учащихся. Использование игровых технологий в 1-х классах способствует более лёгкой адаптации детей к школьному обучению, т. е. более быстрому привыканию ребёнка к роли ученика.
В этом учебном году мы составили план совместной работы, который предусматривает деятельность по 3 направлениям:
I - методическая работа
II - работа с родителями
родительские собрания
консультации учителей, психолога, логопеда
подворный обход
индивидуальные беседы с родителями
цикл лекций для родителей
выявление трудных семей
III - работа с детьми
Подводя итог, отмечу, что принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе, реализует положение Закона РФ «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребёнка.
Одним из существенных результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном, учебной – в младшем школьном) как важнейшего фактора психического личностного развития ребёнка и болезненной адаптации к последующей ступени образования. В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе. Развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей.
Мы надеемся, что та работа, которую мы ведём по преемственности между дошкольным и младшим школьным возрастом, скажется на безболезненной адаптации, и успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования пройдут более эффективно. Мы стараемся свою работу по преемственности строить так, чтобы будущему школьнику было уютно и комфортно в нашей школе. Чтобы школа для него стала «лучшим городом на Земле»