СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Просмотр содержимого документа
«Преемственность ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»











Выступление

на педагогическом совете по теме «Преемственность ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»





Подготовила руководитель ШМО

учителей начальных классов

МБОУ-СОШ № 2 р. п. Степное

Советского района Саратовской области

Илюшова Татьяна Алексеевна

















2010 год



Лучший город на Земле,

Знаю я и знают все,

Не забудешь его никогда,

Как родные нам слова

Мама. Родина. Москва,

Наша школа под номером два!

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения её связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появление в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» - так В.А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Известный психолог Д.В. Эльконин, подчёркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».

Период дошкольного детства подготавливает развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников много общего:

  • Доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям.

  • Преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т. д.)

  • Анатомические и физиологические особенности.

  • Приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра.

  • Необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не даёт желаемого результата.

Задача школы – опираясь на общее между этими возрастными этапами развитие ребёнка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.

«Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления ими взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта».

Преемственность как процесс развития представляется

  • в планировании содержания образования;

  • в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм, средств обучения;

  • в соблюдении единства педагогических действий и требований;

  • в создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков.

Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.

Только тогда, когда работа в детском саду будет направлена на такое развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени, а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретён на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе сада и школы. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их развития. Учителю без этой информации трудно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребёнка. Поэтому совместная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе и каждому ребёнку продвигаться своим темпом.

Поэтому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Эта задача и была поставлена коллективом нашей школы и детских садов посёлка.

В целях наиболее эффективного решения этой проблемы ШМО учителей начальных классов свою методическую тему сформулировали так: «У школьного порога». Переходу к данной теме предшествовала работа методического объединения над более детальным изучением и апробацией игровых технологий, которые целесообразно использовать на первых этапах обучения в начальной школе. Игра является основным видом деятельности дошкольника, но для первоклассников она остаётся весьма значимой и актуальной, поэтому и в 1 классе она должна сопровождать учебный процесс. Речь идёт прежде всего о развивающих играх, в которых возникают условия для развития умственных и творческих способностей учащихся. Использование игровых технологий в 1-х классах способствует более лёгкой адаптации детей к школьному обучению, т. е. более быстрому привыканию ребёнка к роли ученика.

В этом учебном году мы составили план совместной работы, который предусматривает деятельность по 3 направлениям:

I - методическая работа

  • совместное планирование методической работы

  • совместные заседания МО

  • семинары-практикумы

  • заседания круглых столов

II - работа с родителями

  • родительские собрания

  • консультации учителей, психолога, логопеда

  • подворный обход

  • индивидуальные беседы с родителями

  • цикл лекций для родителей

  • выявление трудных семей

III - работа с детьми

  • экскурсии в школу

  • участие в совместных мероприятиях

  • Школа будущего первоклассника

  • День открытых дверей

Подводя итог, отмечу, что принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе, реализует положение Закона РФ «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребёнка.

Одним из существенных результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном, учебной – в младшем школьном) как важнейшего фактора психического личностного развития ребёнка и болезненной адаптации к последующей ступени образования. В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе. Развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей.

Мы надеемся, что та работа, которую мы ведём по преемственности между дошкольным и младшим школьным возрастом, скажется на безболезненной адаптации, и успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования пройдут более эффективно. Мы стараемся свою работу по преемственности строить так, чтобы будущему школьнику было уютно и комфортно в нашей школе. Чтобы школа для него стала «лучшим городом на Земле»