СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность в обучении дошкольников и младших дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников»

 Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников. Специфика преемственности дошкольного и начального уровней. Готовность ребенка к обучению в школе. Виды и типы готовности. Эффективные пути организации подготовки детей к школе. Школьная зрелость. Адаптация. Подготовила Садыкова оксана борисовна воспитатель Гбоу школа 1206 Подразделение №8

Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников. Специфика преемственности дошкольного и начального уровней. Готовность ребенка к обучению в школе. Виды и типы готовности. Эффективные пути организации подготовки детей к школе. Школьная зрелость. Адаптация.

Подготовила

Садыкова оксана борисовна

воспитатель

Гбоу школа 1206

Подразделение №8

«Преемственность дошкольного и школьного образования»    От того, как будет чувствовать себя ребёнок,   поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,   что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.                                               В.А. Сухомлинский.

«Преемственность дошкольного и школьного образования»

   От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

  поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

  что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям.

                                              В.А. Сухомлинский.

Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников.   В настоящее время основополагающей целью  преемственности рассматривается создание условий безболезненного перехода  ребёнка – дошкольника  из детского сада в начальную школу.  

Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников.

  •   В настоящее время основополагающей целью  преемственности рассматривается создание условий безболезненного перехода  ребёнка – дошкольника  из детского сада в начальную школу.  
     Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:   На дошкольной ступени: На ступени начальной школы: Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей; Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе. Физическая культура ребёнка. Познавательное развитие и социализация соответствующие возрастным возможностям.  Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром. Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.

    Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

На ступени начальной школы:

  • Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;
  • Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
  • Физическая культура ребёнка.
  • Познавательное развитие и социализация соответствующие возрастным возможностям. 
  • Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
  • Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
        Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:   На дошкольной ступени: На ступени начальной школы: Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка. Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.   Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.    Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.

        Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:

На дошкольной ступени:

На ступени начальной школы:

  • Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
  • Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
  • Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
  • Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
  • Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
  • Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Принцип развития Принцип гуманитаризации Принцип целостности Принцип культуросообразности Принцип содержания образования

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Принцип развития
  • Принцип гуманитаризации
  • Принцип целостности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип содержания образования
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст.   Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период  от  дошкольного  детства  к  школьному считается наиболее сложным и уязвимым.
  • Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст.   Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период  от  дошкольного  детства  к  школьному считается наиболее сложным и уязвимым.
Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: Адаптация Индивидуализация Интеграция

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы:

  • Адаптация
  • Индивидуализация
  • Интеграция
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.    

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.  

  •  
Специфика преемственности дошкольного и начального уровней. Работу по преемственности детского сада и школы целесообразно осуществлять по трем основным направлениям: Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.); Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Специфика преемственности дошкольного и начального уровней.

Работу по преемственности детского сада и школы целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

  • Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
  • Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Как показывает опыт, для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь педагогам, учителям, родителям нужно: выработать общие взгляды на ребенка и организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома, в школе. объединить усилия с целью подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации будущего первоклассника. способствовать благоприятному взаимодействию всех участников образовательных отношений, не дублируя при этом действия друг друга.

Как показывает опыт, для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь педагогам, учителям, родителям нужно:

  • выработать общие взгляды на ребенка и организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома, в школе.
  • объединить усилия с целью подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации будущего первоклассника.
  • способствовать благоприятному взаимодействию всех участников образовательных отношений, не дублируя при этом действия друг друга.
Готовность к обучению ребенка в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона); концентрацию внимания; аналитическое мышление (выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Готовность к обучению ребенка в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

  • Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона); концентрацию внимания; аналитическое мышление (выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
  • Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  • К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
 Перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: Мотивационная (определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и   интеллектуальность   сферы. ) Произвольная (главный камень преткновения психологической готовности к школе (мешает началу обучения в школе)) Интеллектуальная (связана с развитием мыслительных процессов, характеризуется созреванием   аналитических   психологических   процессов,  овладением навыками мыслительной деятельности. ) Речевая (Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе:

  • Мотивационная (определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и   интеллектуальность   сферы. )
  • Произвольная (главный камень преткновения психологической готовности к школе (мешает началу обучения в школе))
  • Интеллектуальная (связана с развитием мыслительных процессов, характеризуется созреванием   аналитических   психологических   процессов,  овладением навыками мыслительной деятельности. )
  • Речевая (Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

  • Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.
Личностная готовность к школьному обучению О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Очевидно, что при личностной готовности к школе, доминирует подготовительный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Личностная готовность к школьному обучению

  • О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Очевидно, что при личностной готовности к школе, доминирует подготовительный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Волевая готовность. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

Волевая готовность.

  • Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
Нравственная готовность к школьному обучению Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями. В условиях повседневного поведения и общения его с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется общественное знание многих социальных норм, но это значение еще до конца не сознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

Нравственная готовность к школьному обучению

  • Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
  • В условиях повседневного поведения и общения его с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется общественное знание многих социальных норм, но это значение еще до конца не сознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
  • Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Виды и типы готовности  это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.

Виды и типы готовности

  • это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.
  Характеристика компонентов психологической готовности   Физическая готовность Интеллектуальная готовность Эмоционально-волевая готовность Мотивационная готовность к обучению в школе Готовность в сфере общения

  Характеристика компонентов психологической готовности

  • Физическая готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Эмоционально-волевая готовность
  • Мотивационная готовность к обучению в школе
  • Готовность в сфере общения
Главные задачи педагога состоят в оказании помощи в становлении субъективного отношения к ровесникам, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями; налаживании общения с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми; участии в делах, инициированных другими детьми; реализации способности к не силовому разрешению конфликтов, возможности контроля своих импульсов; воспитании у детей толерантности – терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям и т.д.
  • Главные задачи педагога состоят в оказании помощи в становлении субъективного отношения к ровесникам, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями; налаживании общения с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми; участии в делах, инициированных другими детьми; реализации способности к не силовому разрешению конфликтов, возможности контроля своих импульсов; воспитании у детей толерантности – терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям и т.д.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!