Просмотр содержимого документа
«Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников»
Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников. Специфика преемственности дошкольного и начального уровней. Готовность ребенка к обучению в школе. Виды и типы готовности. Эффективные пути организации подготовки детей к школе. Школьная зрелость. Адаптация.
Подготовила
Садыкова оксана борисовна
воспитатель
Гбоу школа 1206
Подразделение №8
«Преемственность дошкольного и школьного образования»
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский.
Преемственность в обучении дошкольников и младших школьников.
- В настоящее время основополагающей целью преемственности рассматривается создание условий безболезненного перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в начальную школу.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
На ступени начальной школы:
- Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;
- Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
- Физическая культура ребёнка.
- Познавательное развитие и социализация соответствующие возрастным возможностям.
- Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
- Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:
На дошкольной ступени:
На ступени начальной школы:
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
- Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
- Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
- Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
- Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
- Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Принцип развития
- Принцип гуманитаризации
- Принцип целостности
- Принцип культуросообразности
- Принцип содержания образования
- Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее сложным и уязвимым.
Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы:
- Адаптация
- Индивидуализация
- Интеграция
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Специфика преемственности дошкольного и начального уровней.
Работу по преемственности детского сада и школы целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
- Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
- Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Как показывает опыт, для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь педагогам, учителям, родителям нужно:
- выработать общие взгляды на ребенка и организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома, в школе.
- объединить усилия с целью подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации будущего первоклассника.
- способствовать благоприятному взаимодействию всех участников образовательных отношений, не дублируя при этом действия друг друга.
Готовность к обучению ребенка в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
- Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона); концентрацию внимания; аналитическое мышление (выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
- Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
- К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе:
- Мотивационная (определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. )
- Произвольная (главный камень преткновения психологической готовности к школе (мешает началу обучения в школе))
- Интеллектуальная (связана с развитием мыслительных процессов, характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. )
- Речевая (Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.
Личностная готовность к школьному обучению
- О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Очевидно, что при личностной готовности к школе, доминирует подготовительный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Волевая готовность.
- Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
Нравственная готовность к школьному обучению
- Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
- В условиях повседневного поведения и общения его с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется общественное знание многих социальных норм, но это значение еще до конца не сознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
- Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Виды и типы готовности
- это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.
Характеристика компонентов психологической готовности
- Физическая готовность
- Интеллектуальная готовность
- Эмоционально-волевая готовность
- Мотивационная готовность к обучению в школе
- Готовность в сфере общения
- Главные задачи педагога состоят в оказании помощи в становлении субъективного отношения к ровесникам, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями; налаживании общения с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми; участии в делах, инициированных другими детьми; реализации способности к не силовому разрешению конфликтов, возможности контроля своих импульсов; воспитании у детей толерантности – терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям и т.д.
Спасибо за внимание!