«Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка»
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность и т.д.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA “читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Существуют 3 этапа работы с текстом:
1. Предтекстовый (Pre-reading)
2. Текстовый (While-reading)
3. Послетекстовый (Post-reading)
1.Предтекстовый (Pre-reading).
Задачами данного этапа являются:
Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, на предтекстовом этапе часто использую следующие приемы.
Прием «Верите ли вы, что…?
1. Верите ли вы, что Марк Твен родился в Америке?
2. Верите ли вы, что он жил в 18 веке?
3. Верите ли вы, что он написал роман «Приключения Гекльберри Финна»?
Приём «Верите ли вы…» может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: «Что нового вы узнали, прочитав главу учебника? Что вас удивило?» Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Прием « Глоссарий»
Учитель говорит название текста, дает список слов и предлагает ученикам отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовый этап), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
Прием « Прогноз по заголовку»
Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему мнению, будет идти речь в тексте.
Таким образом, используя предтекстовую работу с новыми лексическими единицами, активизируется умственная деятельность, повышается мотивация у учащихся к работе и развитию навыков коллективной учебной деятельности на уроках иностранного языка.
2.Текстовый (While-reading).
Текстовые стратегии направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:
Прием «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют словари.
Приём «Чтение с вопросами»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Приём «Письмо с пробелами»
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.
Приём - «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Можно дать в качестве д/з составить «Толстые и тонкие вопросы».
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы? | Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? |
3.Послетекстовый (Post-reading).
Послетекстовые этап необходим для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся охарактеризовать главных героев, составить план текста, пересказать текст.
Приём «Лови ошибку»
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности).
Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Использование на уроках английского языка подобного рода заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, а также развивает творческое мышление, приучает к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Формирование читательской грамотности средствами иностранного языка – это залог успешного применения иностранного языка в различных сферах деятельности, развитие обучающегося как успешной личности и его дальнейшее саморазвитие.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».