Приемы формирования грамматических навыков на уроке иностранного языка
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения.
Примеры упражнений
Игра «Эхо»: Повторите предложение несколько раз, произнося его всё тише и тише.
Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.
Игра «Секрет»: Передайте фразу (несколько фраз) по секрету следующему участнику.
Игра «Где были мы - не скажем, а что увидели - покажем»: Расскажите товарищам о том, где вы были.
Игра «Где были мы - не скажем, а что увидели - покажем»: Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли его.
Игра «Детектив»: Установите, что изменилось в помещении, во дворе. Используются 2 одинаковых рисунка с отличиями.
Игра «Ищем наблюдательных»: Скажите, какие предметы окружают вас, сколько их, где они расположены.
Игра «Человек рассеянный»: Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или события и всё путает.
Игра «Правда – неправда»: Определите правдивость или ложность утверждения.
Игра «Читаем мысли»: Постарайтесь прочитать мысли друг друга. Один играющий начинает предложение, а другой заканчивает его.
Игра «Бюро находок»: Установите, кому принадлежит потерянная вещь.
Игра «Сортировка писем»: Отберите письма, которые пришли вчера, позавчера, неделю назад.
Игра «Входной билет»: Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы; 8-10 новых слов; 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение служит входным билетом на выставку (в музей, в театр).
Скажите, что было бы, если бы остановились все часы (не было бы газет, радио, телевидения).
Игра «Снежный ком»: Составьте коллективный рассказ, повторяя предшествующие фразы и добавляя свою.
Игра «Инвентаризация»: Проведите инвентаризацию мебели, спортивного инвентаря в школе.
Игра «Фома неверующий»: Подвергните высказывания собеседника сомнению.
Игра «Корректор»: Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Игра «Рифма»: Зарифмуйте предложения, фразы.
Игра «Живая подстановочная таблица»: Составьте предложение из заданных слов. Раздаются карточки с написанными на них членами предложений. По сигналу ведущего участники составляют различные типы предложений.
Игра «Комментатор»: Прослушайте и прокомментируйте высказывания собеседников.
Игровые приемы
В содержании обучения грамматике, рассматриваются те навыки и умения, которыми должен овладеть ученик. Для наиболее эффективного их усвоения используют игровые приемы:
1. Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens, использование наиболее употребительных глаголов в Perfekt:
1. Грамматическое домино;
Дидактическая задача: закрепить спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени.
I Группа nehmen, sprechen, essen, helfen.
II Группа sehen, lesen, sprechen, geben.
Группа laufen, tragen, schlafen, fahren.
Группа singen, springen, spielen, malen
Группа lernen, basteln, turnen, rechnen.
2. Знаешь ли ты форму простого прошедшего времени у сильных глаголов? Расставь правильно буквы!
Дидактическая задача: формирование представлений прошедшего времени сильных глаголов.
Знаешь ли ты форму простого прошедшего времени у слабых глаголов?
Дидактическая задача: формирование представлений прошедшего времени слабых глаголов.
Что он делал?
Дидактическая задача: тренировка употребления временных форм глагола.
Рассмотрите рисунок в течение одной - двух минут, закройте его и ответьте на вопросы о хозяине квартиры (комнаты), только что ее покинувшем. (Вопросы касаются того, что сделал или не сделал к моменту ухода хозяин квартиры.)
Только что сделано.
Дидактическая задача: тренировка употребления видовременной формы глагола.
Скажите, используя рисунок и употребляя глагол в соответствующей временной форме, что только что делал каждый из персонажей.
Круговая кинолента.
Дидактическая задача: употребление прошедшего времени глаголов.
Учитель просит учеников определить тему и сюжет будущего коротенького фильма, собрать киноленту из десятка кадров - событий. Затем надо склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг кадров - событий. Необходимо постепенно сокращать время просмотра каждого кадра, быстро переключатся на следующий. Перед началом игры учащиеся должны определить цепь взаимосвязанных по теме или сюжету событий, а затем называть их от первого до последнего, которое опять предшествует первому. Каждый раз такое прокручивание ускоряется, что компрессирует навык грамматического оформления сообщений и делает его все более автоматизированным.
2. Спряжение модальных глаголов:
1. Не делайте этого!
Дидактическая задача: тренировка употребления модальных глаголов.
Используя серию рисунков, сделайте как можно больше замечаний от имени строителя парка посетителям, которые совершают неправильные поступки.
2. Соноскоп.
Дидактическая задача: формирование и совершенствование навыка употребления модальных конструкций: «Это должно быть…», «Это может быть…», «Конечно…».
Учитель предлагает обучаемым отвернуться, а затем попеременно стучит по разным предметам (по книге, столу, руке, ручке, часам). Обучаемые должны угадывать и называть предметы, используя ту или иную модальную конструкцию или определенный тип высказывания.
3. Помогите любимым животным.
Дидактическая задача: развитие речемыслительной деятельности, умение анализировать, формировать умения использовать модальные глаголы.
Необходимо «расселить» на балкончиках личные местоимения, притяжательные местоимения, личные окончания глаголов, модальные глаголы.
3. Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным и неопределенным артиклем:
1. Назови форму множественного числа!
Дидактическая задача: закрепить формы множественного числа имен существительных, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
А) учитель называет имена существительные в единственном и множественном числе. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши или поднять сигнальную карточку, если это существительное множественного числа.
Б) учитель называет имена существительные в единственном числе, бросает мяч ученику, который немедленно должен назвать существительное во множественном числе.
2. Волшебный телефон.
Дидактическая задача: учить учащихся логически мыслить. Закрепить умения употреблять имена существительных в дательном и винительном падежах.
3. снежный ком.
Дидактическая цель: формирование умений употреблять имена существительные в винительном падеже.
Учитель дает установку. Дети повторяют за ним, и предлагают свой вариант.
Например: Ich gehe in die Schule. Ich gebe ein Buch.
4. Отдохнем.
Дидактическая задача: запоминание артиклей имен существительных.
Учитель диктует существительные в разноброс. Если существительное женского рода, то учащиеся должны встать. Если мужского, то присесть на корточки. Если среднего, то встать на носочки.
4. Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные:
1. Нарисуй картинку!
Дидактическая задача: закрепить у детей умение правильно называть числа, называть зрительное воображение.
Учащиеся должны нарисовать картинку, соединив все цифры вслух. Соединив все цифры, учащийся должен назвать, кого он нарисовал.
2. кто считает дальше?
Дидактическая задача: закрепить у детей умения правильно называть числа в пределах 100, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Начать считать дальше после сказанного числа только после того, как брошен мяч.
Существуют специальные грамматические сказки о немецких глаголах. В данной методике, через рассказ, дети узнают различные грамматические правила, определяющие содержанием обучения грамматике.
5. Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным и неопределенным артиклем:
1. Назови форму множественного числа!
Дидактическая задача: закрепить формы множественного числа имен существительных, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
А) учитель называет имена существительные в единственном и множественном числе. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши или поднять сигнальную карточку, если это существительное множественного числа.
2. Отдохнем.
Дидактическая задача: запоминание артиклей имен существительных.
Учитель диктует существительные в разноброс. Если существительное женского рода, то учащиеся должны встать. Если мужского, то присесть на корточки. Если среднего, то встать на носочки.
3. снежный ком.
Дидактическая цель: формирование умений употреблять имена существительные в винительном падеже.
Учитель дает установку. Дети повторяют за ним, и предлагают свой вариант.
Например: Ich gehe in die Schule. Ich gebe ein Buch.