«Приемы формирования математической грамотности в начальной школе»
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Тем самым начальная школа должна обеспечить подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Исходя из всего вышесказанного, развитие математической грамотности в настоящее время актуально.
Формирование математической грамотности обеспечивается за счёт применения современных образовательных технологий (проблемное, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами), отбора и использования эффективных методов, приёмов и форм работы на уроках математики.
Приведу некоторые из них.
Группа: Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
Соотнесение знаковой и словесной формулировки;
Записать словесные формулировки числовых выражений с помощью цифр и знаков действий; (Игра «Переводчик», «Конверт с сюрпризом», Игра «Верно-Неверно»)
Логические задания:
Продолжи Числовой ряд….
Продолжи фразу:
На знание математических терминов, использовали следующие игры: «Продолжи », Математические антонимы; Озаглавьте каждый столбец, «Терминологическая викторина», Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.
После выполнения задания, учащимся предлагается составить собственный пример на каждое данное математическое понятие.
Задание на трактование значений математических терминов:
1)объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые;
2)прочитай выражение разными способами
3)задания на составление верных связных высказываний;
Данные задания направлены на усвоение верной и точной формулировки правил и определений, если данные задания применять регулярно, то учащиеся лучше усваивают определенные правила.
Группа: Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
Группа заданий по формированию умения работать над текстовой задачей.
Учащиеся с точки зрения математической грамотности должны знать и понимать понятие «задача», из каких составляющих частей состоит задача (условие, вопрос), должны осознавать связь условия задачи и вопроса задачи. Для этого в работе мы использовали следующие задания:
Работа с условием задачи.
Составление вопроса или вопросов к условию задачи.
Составление текста задачи по рисунку.
Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста.
Полагаю, что такие формы работы с условием задачи нужно использовать как можно чаще. Такие упражнения могут быть полезны не только для развития связной речи, но и развития умений работать над задачей, понимать связь данного и искомого задачи.
Работа над решенной задачей.
Данный вид работы над задачей направлен на развитие компонента математической грамотности: умение анализировать данный способ решения математической проблемы (задачи).
Решение задач разными способами.
Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: с помощью отрезков, чертежа или таблицы
Разбивка текста задачи на значимые части.
Решение задач с недостающими или лишними данными.
Самостоятельное составление задач учениками.
Изменение вопроса задачи.
Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
Закончить решение задачи.
Составление аналогичной задачи с измененными данными.
Составление и решение обратных задач.
Решение задач с величинами, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание).
Работа над данным видом заданий была интересна абсолютно всем учащимся. Они воспринимали эти задания, не как обычную задачу, которую нужно решить, а как игру, в которую они с удовольствием «играли».
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», какие умения пригодятся в той или иной ситуации. Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.