СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования математической грамотности в начальной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования математической грамотности в начальной школе»

«Приемы формирования математической грамотности в начальной школе»


Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Тем самым начальная школа должна обеспечить подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Исходя из всего вышесказанного, развитие математической грамотности в настоящее время актуально.

Формирование математической грамотности обеспечивается за счёт применения современных образовательных технологий (проблемное, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами), отбора и использования эффективных методов, приёмов и форм работы на уроках математики.

Приведу некоторые из них.

  1. Группа: Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

  • Соотнесение знаковой и словесной формулировки;

  • Записать словесные формулировки числовых выражений с помощью цифр и знаков действий; (Игра «Переводчик», «Конверт с сюрпризом», Игра «Верно-Неверно»)

  • Логические задания:

Продолжи Числовой ряд….

Продолжи фразу:

  • На знание математических терминов, использовали следующие игры: «Продолжи », Математические антонимы; Озаглавьте каждый столбец, «Терминологическая викторина», Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.

После выполнения задания, учащимся предлагается составить собственный пример на каждое данное математическое понятие.

Задание на трактование значений математических терминов:

1)объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые;

2)прочитай выражение разными способами

3)задания на составление верных связных высказываний;

Данные задания направлены на усвоение верной и точной формулировки правил и определений, если данные задания применять регулярно, то учащиеся лучше усваивают определенные правила.


  1. Группа: Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.

Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

  1. Группа заданий по формированию умения работать над текстовой задачей.

Учащиеся с точки зрения математической грамотности должны знать и понимать понятие «задача», из каких составляющих частей состоит задача (условие, вопрос), должны осознавать связь условия задачи и вопроса задачи. Для этого в работе мы использовали следующие задания:

  1. Работа с условием задачи.

  • Составление вопроса или вопросов к условию задачи.

  • Составление текста задачи по рисунку.

  • Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста.

Полагаю, что такие формы работы с условием задачи нужно использовать как можно чаще. Такие упражнения могут быть полезны не только для развития связной речи, но и развития умений работать над задачей, понимать связь данного и искомого задачи.

  1. Работа над решенной задачей.

Данный вид работы над задачей направлен на развитие компонента математической грамотности: умение анализировать данный способ решения математической проблемы (задачи).

  1. Решение задач разными способами.

  2.  Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: с помощью отрезков, чертежа или таблицы

  3. Разбивка текста задачи на значимые части.

  4. Решение задач с недостающими или лишними данными.

  5. Самостоятельное составление задач учениками.

  6. Изменение вопроса задачи.

  7. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

  8. Закончить решение задачи.

  9. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

  10. Составление и решение обратных задач.

  11. Решение задач с величинами, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание).

Работа над данным видом заданий была интересна абсолютно всем учащимся. Они воспринимали эти задания, не как обычную задачу, которую нужно решить, а как игру, в которую они с удовольствием «играли».

Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», какие умения пригодятся в той или иной ситуации. Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Таким образом, цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.