Ивушкина Анна Александровна
Учитель английского языка
МОУ СОШ № 6 г.Раменское
Доклад на тему:
«Приемы формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции на начальном этапе обучения английскому языку»
Данная работа рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической зарядки на уроке английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и способствует улучшению качества произношения.
Фонетические навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются немаловажным условием для правильного понимания речи. Согласно современным исследованиям, грамотная речь невозможна без соответствующих фонетических знаний и навыков. Учащимся должны понимать, как звуки формируют слова, а затем как эти слова формируют предложения. Научиться этому можно либо в естественной языковой среде (в стране изучаемого языка), либо на уроках английского языка в школе или гимназии, где преподаватель создает условия неязыковой среды.
Практическая деятельность показывает, что проще научиться правильно артикулировать звуки, чем правильно интонировать предложения, а уже с помощью интонации, ударения и расстановки пауз можно изменять смысл всего высказывания.
Сформированность фонетических навыков и точность выражения мысли необходимы для того, чтобы понять речевое сообщение.
Несмотря на многоаспектный характер обучения иностранному языку, не стоит забывать о смыслоразличительном значении фонетических навыков: вследствие неправильного произнесения одного звука в слове, оно может потерять и даже изменить смысл.
Неправильное произношение звуков и неправильное интонационное оформление речи приводит к недопониманию со стороны слушающего. Правильное произношение подразумевает не только сформированность навыков артикуляции, владение интонацией, но и умение расставлять ударения, соответствующее нормам изучаемого языка.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что значение фонетических навыков для речевой деятельности в её основных разновидностях неоспоримо. Фонетический навык является автоматизированным компонентом во всех речевых умениях.
Формирование фонетических навыков происходит в условиях, когда учащиеся уже владеют автоматизированными фонетическими навыками в родном языке.
В связи с этим, формирование фонетических навыков учащихся начинается на первых уроках английского языка и распространяется на весь период обучения.
Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку – необходимое условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности.
Итогом обучения фонетическому аспекту английского языка в начальной школе становится сформированность таких навыков и умений как:
• идентификация и правильное произношение английских звуков;
• правильная постановка ударения в отдельных словах и во фразах;
• умение различать типы предложений по интонации;
• умение произносить предложения, учитывая их ритмико-интонационные особенности;
Для формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов необходим обязательный комплекс упражнений, проводимых на каждом уроке. Этот комплекс предусматривает несколько этапов:
1. ориентировка (учащийся изучает, осознает, определяет форму и положение речевого аппарата) Учитель показывает у себя, просит дотронуться языком у себя во рту, посмотреть на соседа, в зеркало, на схему и т.д.
2. планирование (учащийся сначала под руководством учителя, а затем мысленно проговаривает все намеченные операции)
3. артикулирование (сначала беззвучное, потом шепотом и, наконец, громко вслух); Учитель произносит звуки, ученики только артикулируют, затем меняются ролями.
4. фиксирование (учащийся закрепляет артикуляционные движения в течение 3-5 секунд.);
5. контроль (результаты артикуляционного действия сравниваются с заданным ранее образцом.Для контроля применяются зеркала, карандаш, пальцы, технические средства).
На начальном этапе все этапы обязательны, в последующем учащиеся переходят к артикулированию без ориентирования.
Таким образом одним из главных этапов урока при изучении иностранного языка является фонетическая зарядка.
Говоря о фонетической зарядке, как о способе формирования и совершенствования фонетических навыков, стоит подробнее рассмотреть, какое место занимает фонетическая зарядка на уроке английского языка.
Чаще всего она выполняется в начале урока, это позволяет не только компенсировать воздействие звуковой среды родного языка, и настроить учащихся на общение на английском языке, но и избежать интерференции. Кроме того, фонетическая зарядка также может быть введена и перед упражнениями в устной речи. Это помогает акцентировать внимание учащихся на произношение лексических единиц, которые позже будут задействованы в речи.
Более того, фонетическую зарядку можно проводить и перед чтением, тогда она будет строиться на материале текста для чтения, из которого учитель отбирает слова, вызывающие фонетические трудности, группирует их надлежащим образом, а затем предлагают учащимся для осознанной имитации.
Процесс совершенствования фонетических навыков может проводиться как во время изучения нового грамматического, так и нового лексического материала.
Следовательно, работа над фонетической стороной речи проходит в тесном взаимодействии с лексикой, грамматикой и чтением. Также фонетическая зарядка играет немаловажную роль при формировании дикции, четкого произношения звуков, слов и фраз в целом.
Фонетическая зарядка в свою очередь представляет собой специальные упражнения для тренировки правильного произношения, которые препятствуют забыванию фонетического материала и деавтоматизации навыков.
Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным. Приведем несколько примеров:
• чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;
• аудирование с целью выявления ошибок;
• распознавание отношения говорящего по интонации;
• синхронное повторение за диктором/ учителем;
• распознавание слов на слух, их усвоение и последующее воспроизведение.
Фонетический материал для фонетической зарядки должен подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержать упражнения, направленные на формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков. Материалом могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические явления, требующие отработки.
Традиционно фонетическая зарядка начинается от небольших единиц к более крупным, где они предстают в различных сочетаниях.
Например, [w] –дуетветерw-w-w-w-w, what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why?
Поскольку обучение английскому языку начинается во втором классе, первое знакомство учащихся с языком происходит на звуковом уровне, поэтому формирование фонетических навыков на начальном этапе является одной из основных задач.
Упражнения, направленные на формирование и совершенствование фонетических навыков, подразделяются на две большие группы:
а) упражнения в слушании. Упражнений этого вида немного, поскольку совершенствование слуховых навыков осуществляется во время заданий на аудирование, и они, в основном, направлены на развитие фонетического слуха.
Упражнения проводятся как на слух, но могут также использоваться графические опоры (печатный текст, слайды презентации).
Предлагаем следующие задания для иллюстрации этого вида упражнений:
• внимательно послушайте ряд звуков/слов и хлопните в ладоши, повернитесь к соседу по парте, когда услышите звук [...];
• внимательно послушайте предложения и хлопните в ладоши, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение;
б) упражнения в воспроизведении. Главной составляющей этих упражнений являются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения. Они организовываются по принципу аналогий (примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (в примерах какие-либо признаки противопоставляется друг другу), либо даны в случайной последовательности. Упражнения в первых двух случаях носят тренировочный характер, в последнем – контрольную (в котором отсутствует образец для предварительного прослушивания).
Примеры заданий на воспроизведение, которые выполняются на слух (без опоры на текст):
• произнесите звуки (слоги/слова/сочетания), обращая внимание на ... (указывается признак) вслед за учителем/диктором;
• вспомните слова, в которых есть звук [...];
Отметим, что эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой.
В основе каждой фонетической зарядки лежит универсальная модель, следование которой ведет к успешному выполнению упражнений, направленных на формирование и совершенствование фонетических навыков.
Во время проведения фонетической зарядки учитель должен:
• говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений, интонацию и постановку пауз.
• проводить и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);
• проводить парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.);
• определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;
• исправляя неправильное произношение звука в слове или фразе, следует обязательно отработать этот звук в другом слове или фразе;
Если ученик ошибается, его необходимо исправить:
• оценить и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»;
• дать образец правильного произношения звука/слова/словосочетания;
Фонетическая зарядка представляет собой уникальное средство, которое позволяет поддерживать и совершенствовать фонетические навыки на всех ступенях обучения иностранному языку. Фонетическая зарядка, прежде всего, должна соответствовать не только возрастным, но и психологическим особенностям учащихся.
Использование фонетических зарядок имеет множество преимуществ:
- улучшает артикуляционные навыки учащихся;
- способствует различению долготы и краткости звуков;
- развивает слухо-произносительные навыки;
Приведенные фонетические зарядки необходимо использовать в процессе обучения английскому языку на начальной ступени.