Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Ершова Л.Н.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Критерии функционально грамотной личности.
Какими качествами должен обладать ребенок?
1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2.Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3.Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
На уроках русского языка и литературы я использую следующие упражнения и приемы с целью формирования функциональной грамотности.
Прием «Ошибкоопасное место»
Цель - найти «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».
Прием «Лови ошибку»
Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.
А вот в третьем и четвёртом классах этот приём можно использовать в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками.
Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ученики подбирают по ходу работы над словарными словами.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Цель - активизировать мыслительную деятельность ребенка. Хоть эти приёмы и считаются инновационными, они давно известны и используются. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Прием «Проблемная ситуация»
Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»
Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагатель-ное», «Глагол» и др.
Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности
Тренинги Ткачёвой О.Н. для развития навыка быстрого чтения
«Чтение наоборот»
«Перемешанные буквы»
«Вверх ногами»
«Чтение с половинками слов»
«Чтение с решёткой»
«Сплошной текст»
«Текст с наложением»
«Текст с картинками»
«Шторка»
«Нет порядка»
Приём «Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Алгоритм реализации приема:
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
Приём «Чтение с остановками»
Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Алгоритм реализации приема:
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз
содержания последующего отрывка.
Приём «Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.