СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Ершова Л.Н.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.



Критерии функционально грамотной личности.

Какими качествами должен обладать ребенок?

1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3.Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

На уроках русского языка и литературы я использую следующие упражнения и приемы с целью формирования функциональной грамотности.



Прием «Ошибкоопасное место»

Цель - найти «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку»

Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.

А вот в третьем и четвёртом классах этот приём можно использовать в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками.

Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ученики подбирают по ходу работы над словарными словами.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Цель - активизировать мыслительную деятельность ребенка. Хоть эти приёмы и считаются инновационными, они давно известны и используются. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагатель-ное», «Глагол» и др.



Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги Ткачёвой О.Н. для развития навыка быстрого чтения

«Чтение наоборот»

«Перемешанные буквы»

«Вверх ногами»

«Чтение с половинками слов»

«Чтение с решёткой»

«Сплошной текст»

«Текст с наложением»

«Текст с картинками»

«Шторка»

«Нет порядка»



Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.



Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз

содержания последующего отрывка.



Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!